Образование #Статьи

24 августа, 2025

Что такое master based learning / Skillbox Media

Американские педагоги выбрали мастерство вместо оценок и пытаются сделать так, чтобы интересно было каждому ученику.

Научитесь: Методист образовательных программ

Узнать больше

На стенах класса Бенджамина Сигела, преподавателя алгебры и геометрии одной из школ Бронкса, развешаны листы бумаги с надписями. А на листах стикеры — разноцветные сердечки, звёздочки и квадратики с именами учеников. Так выглядит «Сладкая дорога» (на англ. — Candy Land Pass).

Она предназначена совсем не для малышей, как можно было бы подумать, а для старшеклассников. На листах написаны темы, которые ученик должен выучить и понять, а также задания, которые ему надо выполнить (например, тест или контрольная работа). Каждый перемещает свой стикер по станциям-заданиям, и таким образом следит, на каком этапе он находится, что ему предстоит и как продвигаются одноклассники.

По сути, это рейтинговая система оценивания, когда каждый ученик может сравнить личный прогресс с успехами других. И хотя исследования показывают, что подобные системы далеко не всегда эффективны в обучении, Сигел с этим не согласен.

«У детей есть иллюзия того, что именно они знают и на каком этапе находятся. Когда они в обычном классе, то чувствуют, что могут отсидеться на задней парте и научиться тому, что считают нужным. Они могут думать, что двигаются в том же темпе, что и их одноклассники. Такая система исключает это. Они видят, какую работу проделывают другие ребята и что они в чём-то отстают», — объясняет Сигел.

Педагог отмечает, что его учеников «Сладкая дорога» в основном вдохновляет: им хочется идти в ногу с успешными одноклассниками, они даже просят дополнительные задания, чтобы догнать лидеров.

А те, кто плетётся «в хвосте», начинают понимать, что действительно серьёзно отстали от остального класса, и некоторых из них это побуждает взяться за учёбу.

Фото: Syda Productions / Shutterstock

Что привело к «Сладкой дороге»

Методику, которую использует Сигел, можно обозначить как «перевёрнутое мастерство» (на англ. — flipped mastery). По большому счёту, это совмещение двух моделей:

  • Перевёрнутое обучение (на англ. — flipped learning) — то есть педагогический подход, при котором ученики самостоятельно осваивают теорию, а на уроках под присмотром учителя применяют её на практике и вместе обсуждают.
  • Обучение, основанное на мастерстве (на англ. — mastery based learning, mastery learning) — это способ обучения, который позволяет каждому учиться в подходящем темпе. Задача обучающегося — не просто зазубрить какой-то материал, а вникнуть, внимательно изучить и уметь применить свои знания. Особенность такого способа в том, что пройти новую тему можно только после освоения предыдущей, бежать «галопом по Европам», как в обычных школьных программах, не получится. Скорость же обучения зависит только от желания, мотивации и способностей ученика.

Читайте также:

Вверх тормашками: что такое перевёрнутое обучение

Возможно, описание кажется сложноватым, но в реальности это довольно простой процесс из нескольких шагов:

  • Подростки смотрят заранее записанные видеоуроки (их готовит сам Сигел). Они опубликованы на внутришкольном сайте.
  • После этого они выполняют упражнения или разбираются в предложенных им проблемах.
  • В процессе ребята получают персональные консультации педагога и его поддержку. Здесь стоит отметить, что система рассчитана на классы по 22–28 учеников (правда, у Сигела есть и помощник).
  • Освоив тему, школьники проходят небольшие проверки и «мастерский тест», если понимают, что уже поняли материал и готовы применить свои знания.
  • Если они успешно сдали тест, то могут переходить к следующей теме, а если провалились — придётся выполнить новые задания, прежде чем ещё раз проходить тест.

«Ты либо знаешь, либо всё ещё учишься, как что-то делать, середины здесь быть не может», — подчёркивает Сигел.

Стоит отметить и ещё одну особенность: обучение, основанное на мастерстве, предполагает изменение подхода к оцениванию. Конечно, здесь есть и тесты, и домашки. Но «Сладкая дорога» нужна как раз для того, чтобы ученик концентрировался на образовательном процессе, личном прогрессе, а не на том, как бы заработать законную тройку и спать спокойно.

Как теорию дополнили практические фишки

«Сладкая дорога» — не единственная находка Сигела. В работе с подростками он использует несколько интересных инструментов.

Примерно 30 минут каждого урока отводятся на групповую работу — это важный этап «перевёрнутой» части обучения. Ребята помогают друг другу, поддерживают, обсуждают какую-то тему или решение задачи. А ещё Сигел даёт им игровые задания, например, игру «Лопни пузырь» (на англ. — Pop the Bubble). Вот как она устроена:

  • Ученики делятся на небольшие команды (группы от двух до четырёх человек).
  • У каждой команды есть пять пузырей. На доске педагог пишет название команды и рисует круги-пузыри.
  • Ученикам задаются вопросы, ответить на которые нужно за две минуты. Для этого Сигел и его коллеги используют платформу Kahoot! с групповыми викторинами для школьников. Обычно такую викторину или тест выводят на общий экран, каждый ученик отвечает на вопросы с несколькими вариантами ответов на своих устройствах (в классе Сигела у ребят есть планшеты).
  • Если команда ответила правильно — она может «лопнуть пузырь» одной из команд-соперников, то есть учитель стирает его с доски.
  • Побеждает та команда, у которой осталось больше всех пузырей.

Игру, с одной стороны, нельзя назвать совсем уж справедливой: сам же Сигел отмечает, что пузыри отличников «лопают» первыми. Но именно это и делает её привлекательной и популярной — ведь у хорошистов и даже отстающих появляется шанс выиграть, а исход невозможно предсказать.

Читайте также:

7 игр, которые помогут учителю включить у детей внимание и сосредоточенность

Ещё одна фишка Сигела называется Scholar Dollars, на русский язык перевести это можно как «учебные доллары». Если школьник успешно сдал промежуточный тест, он получает пять таких долларов, «мастерский тест» стоит 15 долларов. Иногда система меняется, и за одно занятие можно получить немало школьной валюты.

«На эти деньги ребята могут купить сладости, школьные принадлежности. У нас есть и „здоровые“ опции, но школьники не очень-то любят их покупать», — объясняет Сигел.

Он добавляет, что даже в перевёрнутом обучении процесс может превратиться в рутину, так что небольшое вознаграждение — просто один из способов мотивировать учеников. Самая дорогостоящая опция в «меню» преподавателя по математике — пицца, она стоит 200 учебных долларов.

Фото: DGLimages / Shutterstock

Читайте также:

5 особенностей детских онлайн-занятий, которые важно учитывать педагогам и методистам

Методист образовательных программ

Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать подробнее