Что такое опорный университет / Skillbox Media
Рассказываем про понятие, которое порой встречается в новостях и статьях про образование.
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеОпорный университет — это юридический статус вуза. Он возник из госпрограммы, которая сейчас уже не актуальна, и сегодня вузы уже не могут его получить. Однако идеи проекта по созданию опорных университетов развиваются в новой программе «Приоритет-2030».
Что это был за проект
В 2010-х годах в России параллельно шли несколько программ по развитию высшего образования. Продолжалась поддержка национальных исследовательских университетов, весомые субсидии получали участники проекта «5-100», создавались новые федеральные университеты. Ещё в 2009 году особым статусом были наделены МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ.
Все эти программы охватывали небольшую группу университетов в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. Например, среди 21 участника «5-100» вузов из столиц было девять. Изменить ситуацию и поддержать региональные вузы по всей стране должна была программа по созданию опорных университетов. Предполагалось, что они станут крупными центрами образования, науки и инноваций на своих территориях.
Какие вузы стали опорными
Создание опорных вузов было нацелено на основные проблемы высшего образования в регионах. Требовалось остановить отток молодёжи в крупные города, направить усилия университетских исследователей на актуальные для местной экономики задачи, наладить собственную подготовку кадров в магистратуре и аспирантуре.
Проект «Формирование сети опорных региональных университетов» предусматривался федеральной целевой программой «Развитие образования». Её приняли в мае 2015 года, и в том же году Минобрнауки объявило конкурсный отбор в программу. В 2016-м стали известны победители, а через год провели ещё один конкурс.
Участвовать могли вузы всех регионов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, если они не являлись федеральными университетами или участниками проекта «5-100». Одним из условий в первом конкурсе была реорганизация: присоединение к университету, подавшему заявку, другого вуза или вузов региона. Во втором отборе это требование сняли.
Победители получали финансирование своих программ развития. Субсидии составили до 200 млн рублей ежегодно, причём вузы обеспечивали софинансирование — из собственных средств или из бюджетов регионов. Продолжительность поддержки была разной, от года до трёх лет. Суммы зависели от оценки экспертами программ развития вузов. Часть победителей второго конкурсного отбора (он проводился в 2017 году) вообще не получили дополнительного федерального финансирования: им статус опорного вуза принёс только методическую поддержку Минобрнауки.
Всего за два года опорными стали 33 региональных университета.
Победители первого конкурса (2016 год)
- Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва,
- Донской государственный технический университет,
- Уфимский государственный нефтяной технический университет,
- Вятский государственный университет,
- Волгоградский государственный технический университет,
- Воронежский государственный технический университет,
- Омский государственный технический университет,
- Самарский государственный технический университет,
- Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,
- Тюменский индустриальный университет,
- Костромской государственный технологический университет.
Победители второго конкурса (2017 год)
- Алтайский государственный университет,
- Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова,
- Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова,
- Кемеровский государственный университет,
- Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова,
- Марийский государственный университет,
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого,
- Петрозаводский государственный университет,
- Псковский государственный университет,
- Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина,
- Сочинский государственный университет,
- Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина,
- Тольяттинский государственный университет,
- Ульяновский государственный университет,
- Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых,
- Мурманский арктический государственный университет,
- Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева,
- Новосибирский государственный технический университет,
- Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России,
- Тульский государственный университет,
- Череповецкий государственный университет,
- Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова.
Как сработала программа
Программы развития опорных университетов охватывали их образовательную, научно-исследовательскую, инновационную деятельность, а также развитие кадрового потенциала и материально-технической базы вузов. К 2020 году участники проекта должны были увеличить число студентов не менее чем до 10 тысяч и получать ежегодно не менее 2 млрд рублей доходов из всех источников. Ещё ожидалось, что они повысят публикационную активность (то есть будет выходить больше научных статей сотрудников вуза), объёмы научно-исследовательских работ, число разнообразных образовательных программ, к ним чаще будут поступать в магистратуру и аспирантуру.
За 2016–2019 годы на программу потратили 5,313 млрд рублей из федерального бюджета, ещё 15,71 млрд вузы привлекли из региональных бюджетов и других источников в виде софинансирования. Согласно правительственному докладу о реализации госполитики в области образования в 2020 году, многие показатели деятельности опорных университетов улучшились по сравнению с 2016-м:
- в 1,6 раза выросло число выпускников программ дополнительного образования, а доход от их реализации — в 1,4 раза;
- на 7% (до 74,3%) выросла доля выпускников, трудоустроившихся в тех же регионах, где расположены опорные университеты;
- в 1,6 раза вырос объём средств, привлечённых для выполнения НИОКР от индустриальных партнёров;
- в 1,5 раза выросло общее число научных публикаций, проиндексированных в базе Web of Science, в 2,5 раза — в базе Scopus.
Но судя по статье экспертов из МИФИ, подготовленной по заказу Минобрнауки, некоторые целевые показатели программы достигнуты не были. Например, на 2018 год шесть из 33 опорных вузов не имели даже по 5000 студентов. В части вузов продолжало снижаться число магистрантов и аспирантов. Согласно другой работе, у ряда опорных университетов к 2020 году упали доходы. Получается, некоторые вузы не смогли воспользоваться новым статусом.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее