Что такое учебная вовлечённость и как ей управлять / Skillbox Media
Исследователи рассказали, как вовлечённость объясняет наука и что это означает для практиков в образовании.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
Старший преподаватель, научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ.
Стажёр-исследователь Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ.
Статья подготовлена на основе лекции Анастасии Капуза и Александры Гетман на митапе, организованном «Школой методистов» для методистов Skillbox.
Вовлечённость — очень важный для обучения конструкт. Что редко бывает в социальных науках, в этом случае исследования однозначно показывают — высокая вовлечённость повышает академические результаты учащихся. Вовлечённые студенты эффективнее усваивают новые знания, умения и навыки, а ещё они реже покидают курс, не пройдя его до конца. Особенно значимо это для сферы EdTech, где показатель доли студентов, завершивших обучение, — одна из ключевых метрик качества онлайн-курса.
В этой статье рассмотрим, что именно принято понимать под вовлечённостью, из каких компонентов она состоит и как связана с мотивацией, как её измеряют и как преподаватели, проектировщики и организаторы обучения могут её повысить.
Читайте также:
Peer-to-peer, или взаимное обучение: что за подход, где и как он применяется
Как связаны разные компоненты вовлечённости
Многие исследования показывают, что вовлечённость и её различные компоненты динамичны — они меняются в процессе обучения. Тем, кто учит детей или взрослых, знакома ситуация, когда в начале курса ученики или студенты посещают все занятия и старательно выполняют задания, но постепенно их вовлечённость снижается, и они начинают проявлять меньше активности.
Динамичность вовлечённости означает, что перед преподавателем или методистом стоит задача постоянно отслеживать этот показатель и поддерживать его. Хорошая новость в том, что даже если вовлечённость снизилась, принятые меры могут её снова повысить.
Чтобы подойти к вопросу, как можно повлиять на вовлечённость, рассмотрим, как взаимосвязаны её составляющие. Многие исследования показывают, что компоненты вовлечённости действительно влияют друг на друга и эта связь положительная — то есть повышение одного из компонентов повышает и другие. А вот в вопросе, какие составляющие первичны, а какие вторичны, учёные пока не сошлись во мнении.
Однако есть теория, подкреплённая эмпирически, — модель участия и идентификации Джереми Финна. Согласно этой модели, вовлечённость представляет собой следующий цикл. Вначале ученик поведенчески вовлекается в обучение — начинает посещать занятия, изучать материал, выполнять задания. В теории Финна это называется участием. Благодаря ему ученик достигает хороших результатов и чувствует, что добился определённого успеха. Так начинает формироваться эмоциональная вовлечённость, которую исследователь называет идентификацией, — учащийся чувствует свою принадлежность к школе (конечно, это может быть и любая другая образовательная организация), обучение становится для него значимым и ценным.
Положительные эмоции по отношению к учёбе и школе, в свою очередь, мотивируют ученика прилагать ещё больше усилий, что опять же повышает его результаты, которые снова усиливают эмоциональную вовлечённость. И напротив, если ученик не вовлечён на поведенческом уровне (например, прогуливает занятия), то успешных результатов он не получит, и эмоциональная вовлечённость не сформируется.
На участие и учебные результаты, согласно модели, влияют качество обучения и способности ученика. Другие факторы теория Финна не учитывает, но от неё всё равно можно отталкиваться: выходит, что для начала очень важно вовлечь ученика на уровне поведения — а за этим уже «подтянутся» другие компоненты вовлечённости. Есть и исследование 2013 года, которое показывает, что поведенческая вовлечённость — обязательное условие для формирования эмоциональной и когнитивной составляющих.
Важность удовлетворения той или иной потребности тоже во многом зависит от возраста учащегося. Например, потребность в принадлежности может быть более значимой для подростков, чем для взрослых. Также многие исследователи считают, что для взрослых в обучении не так важна автономия, как для детей и подростков. Объясняют они это тем, что взрослые, как правило, самостоятельно принимают решение учиться, и потребность в автономии они удовлетворяют выбором формы обучения, образовательной организации, конкретного курса. В онлайн-обучении взрослых, особенно на асинхронных курсах, уровень автономии ещё выше — студент сам решает, в каком темпе проходить материал, смотрит лекции и выполняет задания, когда ему удобно.
А вот в формальном образовании, в первую очередь в школьном, потребность в автономии редко удовлетворяется, так как весь процесс обычно контролируется извне. Поэтому при проектировании программ стоит уделять этому внимание и давать ученику возможности для выбора — например, выполнить задание самостоятельно или в группе, представить результаты в одной форме или другой.
Читайте также:
Учебная мотивация: как её объясняют научные теории
Читайте также:
6 советов, которые помогут организовать групповое обучение
Факторы, воздействующие на учебную вовлечённость, рассматривает и теория интеракции, предложенная исследователем Майклом Муром. Согласно ей, в онлайн-обучении вовлечённость появляется и растёт в процессе интеракций — то есть взаимодействия и взаимовлияния между людьми, а также между человеком и объектом или средой. Так, Мур выделяет три типа интеракций:
- с преподавателем;
- с другими студентами;
- с учебным контентом.
Как считает Мур, необходимо поддерживать все три типа взаимодействия на высоком уровне, чтобы обучение в онлайне происходило наиболее эффективно. Однако исследователь Терри Андерсон, дополняя и развивая теорию Мура, утверждает, что это слишком ресурсозатратно. В поисках оптимального решения он предложил теорему эквивалентности, гласящую, что для качественного онлайн-обучения достаточно одного вида взаимодействия на высоком уровне. Остальные же могут присутствовать в учебном процессе минимально, и это не отразится негативно на результатах обучения.
Возникает вопрос: на каком именно виде интеракций имеет смысл сфокусироваться? Однозначного ответа здесь тоже нет, но сам Андерсон и некоторые другие исследователи склоняются к тому, что в первую очередь важно взаимодействие учащегося с учебным контентом. Сторонники этой позиции приводят аргумент, что взаимодействие студентов между собой или с преподавателем, не основанное на учебном материале, — это скорее отвлечённая беседа, не приводящая к образовательным результатам.
Читайте также:
Что такое интерактивное обучение и в чём его особенности
Как измерять вовлечённость
В заключение назовём основные методы измерения вовлечённости. Первый — это проведение опросов. Мы часто используем шкалу под названием The Online Student Engagement Scale (OSE), специально разработанную для измерения вовлечённости студентов в онлайн-обучении. Для примера, студентам предлагается оценить своё согласие или несогласие с такими утверждениями:
- «Я регулярно делаю домашние задания» (поведенческая вовлечённость).
- «Если я что-то не понимаю, я стараюсь в этом разобраться до конца» (когнитивная вовлечённость).
- «В целом я испытываю положительные эмоции, обучаясь на курсе» (эмоциональная вовлечённость).
- «Я общаюсь с другими студентами в чате курса» (социальная вовлечённость).
Другой распространённый метод — аналитика цифрового следа студента на платформе для обучения. Здесь может быть сложно подобрать показательные индикаторы, потому что к разным видам вовлечённости можно привязать самые разные метрики. Но в целом их имеет смысл разделить на четыре группы:
- социальные интеракции (например, число сообщений в чате курса);
- артефакты (всё, что производит студент в процессе обучения, — скажем, выполненные задания);
- интеракции с контентом (просмотр видео и других материалов, прохождение тестов и так далее);
- временные метрики (например, время, проведённое на платформе или затраченное на решение задачи).
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Что такое саморегулируемое обучение и почему это важно как для EdTech, так и для вузов
- Альфи Кон: поощрения за учёбу могут вызвать обратный эффект — демотивацию
- Повышение мотивации к обучению: какой стиль преподавания этому помогает
- Что такое мышление роста и почему оно важно для образования
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее