Образование #Статьи

23 августа, 2025

Цифры месяца: какие способы обучения предпочитают взрослые россияне / Skillbox Media

Эти данные полезно знать тем, кто делает образовательные и информационные просветительские проекты для взрослых людей.

Содержание:

    Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

    Узнать больше

    Профессиональное развитие очень важно — так считает большинство. Но серьёзные образовательные программы для этого использует относительно небольшой сегмент. Большинству достаточно формата «где-то что-то почитал, послушал». Такой вывод следует из опроса, который провела компания GeekBrains среди тысячи человек в возрасте от 18 до 55 лет (результаты опроса есть у Skillbox Media).

    Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

    Опрос показал, что 89% респондентов поддерживают концепцию обучения в течение всей жизни, а самыми эффективными 64% опрошенных считают программы повышения квалификации, 55% — онлайн-курсы. Однако в реальности пользуются каждым из этих способов меньше трети участников опроса — по 25 и 28% соответственно. А тематические мероприятия, конференции, воркшопы, вебинары и вовсе посещают лишь по 10–12%, хотя полезными их назвали 28–29%. Лишь у четырёх способов самообразования почти совпали показатели отношения к ним как к эффективным и их реального использования. Это те способы, которые требуют минимум вложения денег и усилий:

    • чтение отраслевых журналов и книг;
    • чтение блогов;
    • прослушивание/просмотр подкастов;
    • просмотр фильмов.

    Эти данные стоит иметь в виду, оценивая возможный спрос при запуске образовательных и информационных просветительских проектов для взрослых людей.

    Если сложить показатели разных способов получения знаний и навыков вместе и объединить их по разным типам образования, то получится явный перевес в пользу информального и бессистемного образования:

    • формальное образование (программы повышения квалификации и курсы переквалификации) практикуют в сумме 37% опрошенных;
    • неформальное образование (онлайн-курсы, персональные занятия с преподавателями) практикуют в сумме 39%;
    • информальное или бессистемное образование (участие в тематических мероприятиях и конференциях, воркшопах и вебинарах, чтение отраслевых журналов и книг, блогов, прослушивание подкастов, просмотр фильмов) — практикуют в сумме 109% (показатель получился больше 100%, потому что можно было выбирать сразу несколько вариантов ответа).

    Этот вывод подтверждается и другими, более масштабными исследованиями. Так, сотрудники Института образования ВШЭ исследователи Наталья Кармаева и Андрей Захаров ранее проанализировали данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ — это большое лонгитюдное исследование, в рамках которого ежегодно опрашивают свыше 10 тысяч человек.

    В рамках того исследования опросы за 2018 и 2019 годы показали, что самый распространённый вид обучения взрослых — информальное образование (то есть посещение мастер-классов, вебинаров, конференций, чтение статей или блогов без получения формальной квалификации). Тогда 36,7% респондентов заявили, что практикуют подобное образование, не имеющее отношения к их работе, и 24,7% респондентов — что практикуют такое образование, связанное с работой. Ещё примерно 5% были включены в неформальное образование вроде онлайн-курсов, и 4,7% — в формальное образование (то есть, например, получали высшее образование, проходили курсы повышения квалификации или переквалификации).

    Читайте также:

    • Суровый российский lifelong learning: почему учатся и не учатся взрослые россияне
    • Какие тренды онлайн‑образования выявило большое исследование «Нетологии»
    • Учиться, чтобы меняться: что такое преобразующее обучение взрослых
    • Как мотивировать взрослых учиться

    Профессия Методист с нуля до PRO

    Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

    Узнать подробнее