Образование #Статьи

24 августа, 2025

Цитаты июня: всё о модернизации системы образования / Skillbox Media

Собрали самые яркие высказывания о трендах месяца в сфере образования.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Про последствия отмены ЕГЭ

Фото: Wikimedia Commons

председатель Совета Федерации

Источник: РИА «Новости»

— Дискуссия по тому, быть ЕГЭ или нет, она в обществе продолжается уже не первый год. У ЕГЭ свои плюсы и свои минусы. Их надо тщательно взвесить. <…> Для меня плюс огромный в том, что эта система создаёт равные условия для наших детей — поступать в высшие учебные заведения. Неважно, какой достаток в семье, неважно, ты живёшь в Москве или в далёком посёлке в Сибири. Если ты хорошо сдал ЕГЭ, ты имеешь право без экзаменов поступить в любой университет.

Фото: obrnadzor.gov.ru

глава Рособрнадзора

Источник: интервью ТАСС

— Если возвращаться к советской системе, то наш выпускник имеет только один шанс для поступления в один из вузов по одному из направлений. Потому что эта система предполагала школьный выпускной экзамен в любом случае. Этот экзамен вузом не засчитывался. Дальше выпускник должен выбрать университет, поехать туда и сдавать комиссии экзамен. Самое интересное — нет никакого открытого банка заданий, нет других ресурсов, нет демоверсий. У каждого вуза по своим предметам будет свой какой-то подход.

Идея «Давайте отменим ужасный ЕГЭ» недавно получила второе дыхание на фоне отказа от Болонской системы и планов по развитию собственной национальной системы высшего образования. И если раньше тема отмены ЕГЭ была в основном пустым сотрясанием воздуха, то теперь её обсуждают на уровне комитета Госдумы по просвещению. Но немало голосов звучит и в защиту ЕГЭ — в частности, от главы Рособрнадзора Анзора Музаева и президента Российской академии образования Ольги Васильевой.

председатель Совета Федерации

Источник: РИА «Новости»

— Дискуссия по тому, быть ЕГЭ или нет, она в обществе продолжается уже не первый год. У ЕГЭ свои плюсы и свои минусы. Их надо тщательно взвесить. <…> Для меня плюс огромный в том, что эта система создаёт равные условия для наших детей — поступать в высшие учебные заведения. Неважно, какой достаток в семье, неважно, ты живёшь в Москве или в далёком посёлке в Сибири. Если ты хорошо сдал ЕГЭ, ты имеешь право без экзаменов поступить в любой университет.

глава Рособрнадзора

Источник: интервью ТАСС

— Если возвращаться к советской системе, то наш выпускник имеет только один шанс для поступления в один из вузов по одному из направлений. Потому что эта система предполагала школьный выпускной экзамен в любом случае. Этот экзамен вузом не засчитывался. Дальше выпускник должен выбрать университет, поехать туда и сдавать комиссии экзамен. Самое интересное — нет никакого открытого банка заданий, нет других ресурсов, нет демоверсий. У каждого вуза по своим предметам будет свой какой-то подход.

Идея «Давайте отменим ужасный ЕГЭ» недавно получила второе дыхание на фоне отказа от Болонской системы и планов по развитию собственной национальной системы высшего образования. И если раньше тема отмены ЕГЭ была в основном пустым сотрясанием воздуха, то теперь её обсуждают на уровне комитета Госдумы по просвещению. Но немало голосов звучит и в защиту ЕГЭ — в частности, от главы Рособрнадзора Анзора Музаева и президента Российской академии образования Ольги Васильевой.

Про модернизацию национальной системы образования, которая «не реформа»

Фото: Министерство науки и высшего образования РФ

заместитель министра науки и образования РФ

Источник: РИА «Новости»

— Модернизация национальной системы образования не означает её изоляции. Например, такие страны, как Китай и Индия, никогда не были участниками Болонского процесса, однако это не мешает им признавать образование, полученное в других странах, при этом успешно развивать своё собственное образование.

Фото: obrnadzor.gov.ru

глава Рособрнадзора

Источник: интервью ТАСС

— Мы всегда любим что-то быстро очень поломать. И считаем, что мы быстро что-то сразу же построим. Поэтому здесь надо что-то делать не назло и вопреки кому-то, а всё, что мы делаем, должно быть на пользу в первую очередь нашим гражданам и государству. Я думаю, надо всем подуспокоиться. Национальная система образования, о которой сейчас все начали говорить, она у нас всегда была, и мы независимость в этом направлении никогда не теряли. Поэтому не надо в заблуждение друг друга вводить и вводить студентов, школьников, учителей, преподавателей. Мы всегда двигались по своему пути.

Фото: МГУ

ректор МГУ, президент Российского союза ректоров

Источник: Telegram-канал «ОбОбраз»

— Никаких кардинальных изменений в системе высшего образования не будет — хочу успокоить и школьников, и студентов, и родителей. Никто не будет ущемлён. Мы говорим о будущем, о том, как сделать систему образования более сильной. Это не реформа.

Фото: НИУ ВШЭ

министр науки и образования РФ

Где: парламентские слушания под названием «Развитие системы высшего образования в Российской Федерации»

— Гибкими должны быть не только образовательные программы и уровни образования, но и образовательные стандарты. При этом они не должны меняться часто. Если посмотреть, то у нас в период с 2005-го по 2018 год трижды сменились образовательные стандарты. Если посмотреть на это глазами преподавателя, то это большое серьёзное напряжение, серьёзная, большая бумажная нагрузка. Поэтому, может быть, в рамках тех изменений, которые будут обсуждаться, [надо] подумать о некоем моратории на изменение стандартов в течение определённого срока. Надо дать возможность преподавателю спокойно работать со студентами, готовиться к семинарам, лекциям, заняться реальным творчеством.

В течение июня грядущую реформу национальной системы высшего образования, связанную с отказом от Болонской системы, обсудили сначала в Совете Федерации, затем в Госдуме, а также на Петербургском международном экономическом форуме. Везде говорилось о том, что новая система должна быть гибкой, то есть давать разные возможности, не ограничиваясь формулой «все программы возвращаем в пятилетний специалитет». На заседании в верхней палате парламента министр Валерий Фальков напомнил о том, что в потоке реформ хорошо бы дать возможность преподавателям «спокойно работать».

заместитель министра науки и образования РФ

Источник: РИА «Новости»

— Модернизация национальной системы образования не означает её изоляции. Например, такие страны, как Китай и Индия, никогда не были участниками Болонского процесса, однако это не мешает им признавать образование, полученное в других странах, при этом успешно развивать своё собственное образование.

глава Рособрнадзора

Источник: интервью ТАСС

— Мы всегда любим что-то быстро очень поломать. И считаем, что мы быстро что-то сразу же построим. Поэтому здесь надо что-то делать не назло и вопреки кому-то, а всё, что мы делаем, должно быть на пользу в первую очередь нашим гражданам и государству. Я думаю, надо всем подуспокоиться. Национальная система образования, о которой сейчас все начали говорить, она у нас всегда была, и мы независимость в этом направлении никогда не теряли. Поэтому не надо в заблуждение друг друга вводить и вводить студентов, школьников, учителей, преподавателей. Мы всегда двигались по своему пути.

ректор МГУ, президент Российского союза ректоров

Источник: Telegram-канал «ОбОбраз»

— Никаких кардинальных изменений в системе высшего образования не будет — хочу успокоить и школьников, и студентов, и родителей. Никто не будет ущемлён. Мы говорим о будущем, о том, как сделать систему образования более сильной. Это не реформа.

министр науки и образования РФ

Где: парламентские слушания под названием «Развитие системы высшего образования в Российской Федерации»

— Гибкими должны быть не только образовательные программы и уровни образования, но и образовательные стандарты. При этом они не должны меняться часто. Если посмотреть, то у нас в период с 2005-го по 2018 год трижды сменились образовательные стандарты. Если посмотреть на это глазами преподавателя, то это большое серьёзное напряжение, серьёзная, большая бумажная нагрузка. Поэтому, может быть, в рамках тех изменений, которые будут обсуждаться, [надо] подумать о некоем моратории на изменение стандартов в течение определённого срока. Надо дать возможность преподавателю спокойно работать со студентами, готовиться к семинарам, лекциям, заняться реальным творчеством.

В течение июня грядущую реформу национальной системы высшего образования, связанную с отказом от Болонской системы, обсудили сначала в Совете Федерации, затем в Госдуме, а также на Петербургском международном экономическом форуме. Везде говорилось о том, что новая система должна быть гибкой, то есть давать разные возможности, не ограничиваясь формулой «все программы возвращаем в пятилетний специалитет». На заседании в верхней палате парламента министр Валерий Фальков напомнил о том, что в потоке реформ хорошо бы дать возможность преподавателям «спокойно работать».

Про подготовку рабочих кадров

Фото: roscongress.org

сопредседатель комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП

Где: ПМЭФ

— Мы понимаем, что даже той программы, на которую президентом выделено 30 млрд рублей, крайне недостаточно, поскольку 30 лет ничего не финансировалось. Огромная техническая отсталость заключается и в технике, и в оборудовании, в оснащении, инфраструктуре. К этому надо добавить, что преподавателями тоже давно никто не занимался и методики преподавания сильно отстают. Мы проводим ежегодно опрос, можно провести в любой год опрос, и получим более 50% недовольства работодателей качеством подготовки будущих работников.

В этом году началась реализация большой экспериментальной программы в рамках среднего профессионального образования — «Профессионалитет». Она направлена на сближение подготовки специалистов с реальными потребностями рынка труда. Учебные заведения объединяются с компаниями-работодателями в кластеры, а процесс обучения тесно привязывается к производству. Пока для участия в программе отобрано 70 учебных заведений. На реализацию проекта из федерального бюджета до 2024 года планируется выделить около 30 млрд рублей.

сопредседатель комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП

Где: ПМЭФ

— Мы понимаем, что даже той программы, на которую президентом выделено 30 млрд рублей, крайне недостаточно, поскольку 30 лет ничего не финансировалось. Огромная техническая отсталость заключается и в технике, и в оборудовании, в оснащении, инфраструктуре. К этому надо добавить, что преподавателями тоже давно никто не занимался и методики преподавания сильно отстают. Мы проводим ежегодно опрос, можно провести в любой год опрос, и получим более 50% недовольства работодателей качеством подготовки будущих работников.

В этом году началась реализация большой экспериментальной программы в рамках среднего профессионального образования — «Профессионалитет». Она направлена на сближение подготовки специалистов с реальными потребностями рынка труда. Учебные заведения объединяются с компаниями-работодателями в кластеры, а процесс обучения тесно привязывается к производству. Пока для участия в программе отобрано 70 учебных заведений. На реализацию проекта из федерального бюджета до 2024 года планируется выделить около 30 млрд рублей.

Про реформу целевого обучения

Фото: Государственная дума РФ

заместитель председателя Государственной думы

Источник: РИА «Новости»

— Работодатель, подавая заявку на целевую подготовку с гарантией будущего рабочего места, сам определит, кого готовить. Выпускники на основе публичного предложения также сами определятся с выбором и примут участие в конкурсе. Вуз по итогам конкурса должен будет готовить не абстрактного получателя диплома, а работника для конкретной компании и должного уровня. Такой механизм вводится впервые, и он выводит систему целевого набора из серой и коррупционной зоны. Образование получит нужное и прикладное наполнение.

В России реформируется система целевого приёма в вузы. Уже внесён соответствующий законопроект. Он должен вывести целевой набор из тени в публичный конкурс, чтобы абитуриенты могли бороться за целевые места в вузах так же честно и открыто, как за обычные бюджетные места по итогам ЕГЭ.

заместитель председателя Государственной думы

Источник: РИА «Новости»

— Работодатель, подавая заявку на целевую подготовку с гарантией будущего рабочего места, сам определит, кого готовить. Выпускники на основе публичного предложения также сами определятся с выбором и примут участие в конкурсе. Вуз по итогам конкурса должен будет готовить не абстрактного получателя диплома, а работника для конкретной компании и должного уровня. Такой механизм вводится впервые, и он выводит систему целевого набора из серой и коррупционной зоны. Образование получит нужное и прикладное наполнение.

В России реформируется система целевого приёма в вузы. Уже внесён соответствующий законопроект. Он должен вывести целевой набор из тени в публичный конкурс, чтобы абитуриенты могли бороться за целевые места в вузах так же честно и открыто, как за обычные бюджетные места по итогам ЕГЭ.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее