Образование #Статьи

24 августа, 2025

Голос лектора и особенности речи: как они влияют на обучение / Skillbox Media

Такие вопросы уже ставят исследователи, и ответы иногда неожиданные.

Научитесь: Искусство коммуникации

Узнать больше

Учёные довольно давно предположили, что особенности речи и голоса преподавателя могут непосредственно влиять на обучение. Сфера эта пока не до конца изучена, но некоторые выводы сделать уже можно.

Разберёмся:

  • что в речи преподавателя важно для современных студентов;
  • как на доверие к преподавателю влияют темп и тембр;
  • может ли голос влиять на запоминаемость материала.

Что в речи лектора важно для студентов

Исследователи из Московского университета им. С. Ю. Витте выяснили, что важно для студентов в восприятии устной речи преподавателя в «обычном» и дистанционном обучении. Для этого они провели два исследования среди учащихся российских вузов в течение двух лет. В первом (2020–2021 учебный год) принимали участие 274 человека, а во втором (2021–2022) ― 411.

Вот что в речи преподавателя студенты отметили как важное:

  • структурированность и логичность в изложении материала;
  • правильное построение фраз;
  • культуру речи;
  • эмоциональную окраску фраз;
  • темп речи;
  • громкость голоса.

При этом вне зависимости от формы обучения на первом месте для студентов ясность изложения и построение фразы. А вот такие характеристики, как темп и громкость, хотя и важны, всё же не играют основной роли.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

При этом исследователи обнаружили корреляцию между конкретными направлениями обучения и особенностями восприятия речи преподавателей. Так, будущие учителя и медики обращают внимание скорее на структурированность и логичность изложения, а для психологов важнее правильно построенные фразы и эмоциональная окраска.

Как голос влияет на доверие к преподавателю

Доверие студентов к преподавателю напрямую влияет на успехи студентов в учёбе и их мотивацию. А формируется оно в том числе с помощью речи.

Это показал эксперимент, который провели в 2006 году исследователи из США в крупном американском колледже. Они записали одну и ту же лекцию в трёх разных вариантах. На первой записи лектор говорил медленно (116 слов в минуту), на второй в среднем темпе (172 слова в минуту), а на третьей очень быстро (213 слов в минуту). Затем студенты смотрели эти записи и заполняли составленный учёными опросник.

Оказалось, что ученики меньше доверяют преподавателю, если он говорит медленно. Это влияет и на их восприятие контента, и на вовлечённость. Но, конечно, для полной уверенности в том, что у нас это тоже работает, а не связано, например, с особенностями англоязычной речи, стоило бы провести аналогичное исследование в России.

Читайте также:

У каждого лектора есть коэффициент, с которым его комфортно смотреть

Пока что единого мнения о том, как тембр голоса влияет на отношение к преподавателю или лектору, нет. Например, в 2011 году немецкие учёные обнаружили, что низкий тембр позитивно влияет на отношение студентов к спикеру — они считают его более надёжным. Однако эксперимент, проведённый в США на несколько лет позже, продемонстрировал, что учащиеся, наоборот, предпочитают лекторов с высоким тембром — он якобы свидетельствует об энтузиазме, доброжелательности и популярности.

Студентам, принимавшим участие в американском эксперименте, казалось, что они научились большему у преподавателя, обладающего высоким тембром, но на самом деле, как установили исследователи, тембр не оказал никакого влияния на результативность учёбы.

Искусство коммуникации

Вы найдёте собственный стиль общения, научитесь отстаивать позицию в диалоге и находить общий язык с командой и партнёрами. Сможете грамотно презентовать продукт, повышать продажи и достигать поставленных бизнес-целей.

Узнать подробнее