Голос лектора и особенности речи: как они влияют на обучение / Skillbox Media
Такие вопросы уже ставят исследователи, и ответы иногда неожиданные.
Научитесь: Искусство коммуникации
Узнать большеУчёные довольно давно предположили, что особенности речи и голоса преподавателя могут непосредственно влиять на обучение. Сфера эта пока не до конца изучена, но некоторые выводы сделать уже можно.
Разберёмся:
- что в речи преподавателя важно для современных студентов;
- как на доверие к преподавателю влияют темп и тембр;
- может ли голос влиять на запоминаемость материала.
Что в речи лектора важно для студентов
Исследователи из Московского университета им. С. Ю. Витте выяснили, что важно для студентов в восприятии устной речи преподавателя в «обычном» и дистанционном обучении. Для этого они провели два исследования среди учащихся российских вузов в течение двух лет. В первом (2020–2021 учебный год) принимали участие 274 человека, а во втором (2021–2022) ― 411.
Вот что в речи преподавателя студенты отметили как важное:
- структурированность и логичность в изложении материала;
- правильное построение фраз;
- культуру речи;
- эмоциональную окраску фраз;
- темп речи;
- громкость голоса.
При этом вне зависимости от формы обучения на первом месте для студентов ясность изложения и построение фразы. А вот такие характеристики, как темп и громкость, хотя и важны, всё же не играют основной роли.
При этом исследователи обнаружили корреляцию между конкретными направлениями обучения и особенностями восприятия речи преподавателей. Так, будущие учителя и медики обращают внимание скорее на структурированность и логичность изложения, а для психологов важнее правильно построенные фразы и эмоциональная окраска.
Как голос влияет на доверие к преподавателю
Доверие студентов к преподавателю напрямую влияет на успехи студентов в учёбе и их мотивацию. А формируется оно в том числе с помощью речи.
Это показал эксперимент, который провели в 2006 году исследователи из США в крупном американском колледже. Они записали одну и ту же лекцию в трёх разных вариантах. На первой записи лектор говорил медленно (116 слов в минуту), на второй в среднем темпе (172 слова в минуту), а на третьей очень быстро (213 слов в минуту). Затем студенты смотрели эти записи и заполняли составленный учёными опросник.
Оказалось, что ученики меньше доверяют преподавателю, если он говорит медленно. Это влияет и на их восприятие контента, и на вовлечённость. Но, конечно, для полной уверенности в том, что у нас это тоже работает, а не связано, например, с особенностями англоязычной речи, стоило бы провести аналогичное исследование в России.
Читайте также:
У каждого лектора есть коэффициент, с которым его комфортно смотреть
Пока что единого мнения о том, как тембр голоса влияет на отношение к преподавателю или лектору, нет. Например, в 2011 году немецкие учёные обнаружили, что низкий тембр позитивно влияет на отношение студентов к спикеру — они считают его более надёжным. Однако эксперимент, проведённый в США на несколько лет позже, продемонстрировал, что учащиеся, наоборот, предпочитают лекторов с высоким тембром — он якобы свидетельствует об энтузиазме, доброжелательности и популярности.
Студентам, принимавшим участие в американском эксперименте, казалось, что они научились большему у преподавателя, обладающего высоким тембром, но на самом деле, как установили исследователи, тембр не оказал никакого влияния на результативность учёбы.
Искусство коммуникации
Вы найдёте собственный стиль общения, научитесь отстаивать позицию в диалоге и находить общий язык с командой и партнёрами. Сможете грамотно презентовать продукт, повышать продажи и достигать поставленных бизнес-целей.
Узнать подробнее