Интервью. Евгения Ращупкина / Skillbox Media
Поговорили с Евгенией Ращупкиной, руководителем Школы методистов Skillboх, об одной из самых востребованных профессий в образовании.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеКраткая справка
Евгения Ращупкина — руководитель Школы Методистов онлайн-университета Skillbох, дизайнер образовательного опыта, автор Telegram-канала о проектировании образовательной среды LX notes и программы карьерного развития методистов LXD hero. Один из авторов проекта «Скиллсет методиста». В сфере образования 13 лет.
В интервью мы обсудили:
- почему профессия методистов в образовании стала модной;
- чем педагогический дизайнер отличается от дизайнера образовательного опыта;
- 66 рабочих задач методиста и синдром самозванца;
- почему методисту полезно быть занудой и «чайником»;
- какие у методистов возможности для специализации и бывают ли методисты-универсалы.
Хороший методист — скорее зануда, чем креатор
— Так и на чём же стоит фокусироваться? Что можно назвать ключевыми «хардскиллами» (главными профессиональными навыками) методиста?
— Основные «хардскиллы» для методиста — это подбор образовательного решения под конкретный запрос (в зависимости от цели обучения), проектирование модели обучения и создание образовательного контента. Остальные профессиональные навыки, необходимые для создания образовательного продукта, относятся больше к сфере продюсирования, проджект- и продакт-менеджмента. Другое дело, что в разных компаниях и проектах сферы распределения задач, как я уже объяснила, строятся по-разному, поэтому методисту может понадобиться много что ещё из профессиональных навыков.
— А если говорить о личных качествах, «софтскиллах», то каким набором должен обладать хороший методист? Вот, скажем, чтобы создавать отличный образовательный контент, — он должен быть скорее занудой (в хорошем смысле, конечно, то есть очень скрупулёзным человеком) или креатором, творческой личностью?
— Ну, если выбирать между этими двумя крайностями — занудой и креатором, то скорее занудой, потому что больше всего методист работает с информацией и абстрактными моделями. Он придумывает решение для конкретной образовательной задачи, используя свои знания и тот контент, который ему даёт эксперт предметной области.
Методист, общаясь с экспертом, должен разобраться в структуре предметной области (что в ней главное, а что второстепенное, как всё это взаимосвязано) и в том, через какую модель обучения её лучше подать.
Поэтому главное качество методиста — системное мышление. Критическое мышление тоже очень важно — чтобы анализировать готовые образовательные продукты, находить в них недостатки и сильные стороны.
Хотя креативность, конечно, тоже включать приходится в известных рамках. Например, чтобы придумать, как визуализировать информацию, которую трудно объяснить словами или которая тяжело воспринимается в формате текста.
— А почему креативность в «известных рамках»? Что её ограничивает?
Методист постоянно находится в условиях ограничений — и по особенностям аудитории, и по продолжительности курса, и по форматам, по техническим характеристикам системы дистанционного обучения. Но ограничения — это одновременно и отличная возможность проявить креативность.
Почему методисту полезно быть чайником
— А должен ли методист и сам быть экспертом в той предметной области, по которой он делает образовательную программу?
— Это зависит от предметной области. Невозможно сделать учебную программу по иностранному языку, совсем им не владея и не зная методологии обучения именно иностранным языкам (она особенная). И трудно создавать курсы по очень специфическим профессиональным направлениям, например, программированию, вообще ничего в них не понимая. Нужно ещё учитывать, что в некоторых предметных областях, помимо общих универсальных законов методологии, есть свои особенности обучения.
А там, где нет столь явной специфики (таких предметных областей всё-таки, наверное, больше), методисту не обязательно быть экспертом, чтобы сделать образовательный продукт.
Конечно, если хорошо разбираешься в теме, с ней проще работать. Но в целом достаточно иметь о предмете базовое представление, а дальше погружаться, задавая много вопросов эксперту.
В Skillbox, например, недавно по заказу корпоративного клиента сделали онлайн-курс по методам увеличения нефтеотдачи — конечно, методисты не были знакомы с этой предметной областью, но они много общались со специалистами.
— То есть теоретически хороший методист может сделать образовательный продукт по теме, в которой он сам чайник?
— Более того, методисту иногда даже полезно быть чайником — тогда и вопросы эксперту у него будут правильные, именно такие, как у новичков, для которых предстоит сделать курс. А вот если методист сам профи в том предмете, по которому делает курс, то ему, с одной стороны, будет проще, но, с другой стороны, он рискует попасть в классическую ловушку эксперта, то есть недостаточно раскрыть какие-то нюансы, которые ему кажутся очевидными, а новичкам неизвестны или неясны.
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее