Интервью Марина Харахордина / Skillbox Media
Руководитель методического отдела Skillbox Марина Харахордина о проектировании онлайн-курсов, работе с экспертами и концепции lifelong learning.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеКраткая справка
Марина Харахордина работает методистом с 2017 года. С июня 2019 года — в Skillbox. Здесь она выросла до руководителя методического отдела и теперь отвечает за методологию всех программ в онлайн-университете. Вместе с командой Skillbox создала Школу методистов и преподаёт на курсе «Методист образовательных программ».
В интервью Марина Харахордина рассказала:
- чем занимается методист и как им стать;
- почему предзаписанные курсы работают лучше вебинаров;
- сколько зарабатывает методист;
- как создать комфортные условия для экспертов;
- подойдёт ли классический диплом для работы в онлайне.
Краткая справка
Марина Харахордина работает методистом с 2017 года. С июня 2019 года — в Skillbox. Здесь она выросла до руководителя методического отдела и теперь отвечает за методологию всех программ в онлайн-университете. Вместе с командой Skillbox создала Школу методистов и преподаёт на курсе «Методист образовательных программ».
Методист — это проводник в мир онлайн-образования
— Если простыми словами объяснять человеку, далёкому от онлайн-образования, то чем занимается методист онлайн-курсов?
— Методист онлайн-курсов — это тот, кто помогает людям достигать их образовательных целей. Если сравнивать, методист — это гид, организатор восхождения в горы. Например, на Эверест. Гид с самого начала знает вашу конечную цель — вы хотите покорить Эверест.
Дальше он узнаёт, кто вы — мама с тремя детьми или олимпийский чемпион. Исходя из этого знания, гид выстраивает маршрут: решает, сколько будет остановок, подбирает подходящие места для отдыха и темп. Его цель — чтобы вы с комфортом добрались до вершины в максимально короткий срок.
Так же и методист анализирует запрос целевой аудитории и её возможности, проектирует программу так, чтобы учащийся освоил новый навык или профессию.
— Вашу профессию называют по-разному: педагогический дизайнер, архитектор образовательного опыта и методист… В чём разница?
— Да, определений и правда много. Я бы ещё добавила — образовательный технолог, дизайнер образовательного опыта, методолог, проектировщик. Те, кто разрабатывает курсы, сами выбирают название должности и формулируют зоны ответственности у такого сотрудника.
Методолог, архитектор образования, педагогический дизайнер — эти люди проектируют целостную образовательную программу. Как раз выстраивают тот самый глобальный «маршрут»: какие должны быть этапы, чтобы студент пришёл к своей цели.
А методист прорабатывает уже конкретные занятия, вопросы с экспертом, собирает практические задания и дополнительные материалы.
— Вы говорите, что ученик должен прийти к «своей» цели. Но часто студент покупает курс и ждёт, что за его результаты кто-то возьмёт ответственность. Как в таком случае помочь студенту занять активную позицию и достигать целей?
— Нужно понимать, что ответственность за обучение никогда не ложится полностью ни на экспертов, ни на методистов, ни на студентов. Это всегда совместная работа.
Задача методиста — так спроектировать курс, чтобы у студента было время осмыслить свои действия, порефлексировать. Мы даём все инструменты, чтобы человек переходил из клиентской (пассивной) позиции в активную. Например, мы проводим вебинары, обсуждаем процесс обучения, рассказываем, как помочь себе в учёбе. За каждым студентом закреплён преподаватель, который даёт ему обратную связь по домашним заданиям.
Как мотивировать команду
— Вы руководите командой методистов. Как мотивируете сотрудников?
— Сейчас у меня в команде более 20 методистов. Я всех собеседовала лично, и мне важно, чтобы они росли. То есть ключевая мотивация — это возможность учиться и развиваться на рабочих задачах. Например, чтобы каждый участник команды понимал, куда ему двигаться и какие навыки развивать, мы запустили внутренний проект Школы методистов. В Школе мы составляем индивидуальные планы развития для наших сотрудников, обмениваемся опытом, проводим встречи. Школа помогает привлекать и развивать самых сильных специалистов. Один из последних наших проектов — «Скиллсет методиста». Это такой путеводитель по созданию образовательного проекта, который появился в результате работы тимлидов методических команд из нескольких компаний.
Ещё я думаю, что у каждого методиста, помимо рядовых заданий, должен быть проект «по любви»: задача, над которой он готов сидеть часами, чтобы сделать её лучше. Мы стараемся найти баланс между тем, что нужно делать, и тем, что хочется делать.
— А за что в таком случае ответственен сам методист?
— За адекватное планирование и оценку своей загрузки, умение вовремя сигнализировать о проблемах и честно признавать свои ошибки. Я считаю, что нет ничего страшного в том, что кто-то с чем-то не справился или ошибся, — страшно, если ты это скрываешь и не делаешь из этого выводы.
— Какие перспективы роста есть у методиста в Skillbox?
— Мы придумали систему грейдирования. Новичок, который приходит в штат, начинает с самой низкой позиции. Дальше он понимает, что ему нужно развивать, чтобы продвинуться. Например, есть возможность вырасти до тимлида. К тому же каждый год появляются новые направления, которые можно взять на себя, — уверена, они добавятся и в следующем году.
У нас собралась разносторонняя команда: кто-то пишет статьи, кто-то преподаёт, занимается исследованиями, выступает на конференциях. А ещё методист может стать спикером на тематическом курсе. Мы хотим, чтобы у каждого была возможность развивать себя как профессионала.
— У всех методистов Skillbox разные курсы и направления, а что их объединяет?
— Готовность прийти друг другу на помощь, желание делать свою работу качественно, стремление учиться и узнавать новое.
— Допустим, я решила выучиться на методиста. Сколько я смогу зарабатывать, набравшись опыта?
— Из тех цен по рынку, что я знаю, от 60 до 130 тысяч рублей в месяц в зависимости от точной должности и компании.
— Как вы отвечаете себе на вопрос «почему я люблю свою работу»?
— Я люблю свою работу, потому что мне нравится превращать хаос в систему. Мне нравится формулировать мысли, выстраивать логические схемы.
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее