Януш Корчак: кратко о его жизни, смерти и педагогических идеях / Skillbox Media
Легендарный педагог, прекрасный врач, знаменитый писатель и человек огромной самоотверженной души — какой след он оставил именно в педагогике?
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеЯнуш Корчак (1878–1942) родился и большую часть жизни прожил в Польше. По образованию был врачом-педиатром, но ещё студентом параллельно с учёбой стал много помогать детям бедняков. В конце концов он пришёл к мысли о том, что гораздо больше, чем в роли доктора, сможет сделать, если постарается привнести хотя бы немного света в жизнь сирот и детей из неблагополучных семей, удержать их от криминальной судьбы.
Так Корчак оставил первую профессию и ушёл работать в приют. В 1912 году он открыл на пожертвования первый собственный дом сирот для беспризорников (потом появился ещё один).
Гораздо раньше и шире, чем на педагогическом поприще, Януш Корчак при жизни прославился как писатель. Он писал романы, повести для детей и взрослых, а в юности и стихи. Пожалуй, самые знаменитые его художественные произведения — «Король Матиуш Первый» и «Когда я снова стану маленьким». Кстати, именно литературное творчество стало причиной появления на свет Януша Корчака — это был псевдоним. Настоящее его имя — Генрик Гольдшмит.
Дома сирот Корчака: чем они знамениты
Вместо традиционной для того времени, почти тюремной модели приюта Корчак построил настоящую детскую республику — со своим советом самоуправления, законодательным сеймом, товарищеским судом и обширным кодексом законов, большинство которых за нарушение правил предусматривали… прощение!
Несмотря на такие демократичные условия, поладить с колючими и трудными детьми, которые уже успели много бед хлебнуть в жизни, удалось не сразу — но постепенно это всё-таки получилось. В успех этого эксперимента очень многие люди не верили, считали Корчака чудаком. Зато потом в его доме сирот стажировались молодые педагоги.
Корчак старался донести свои идеи воспитания до как можно большего количества людей — он часто выступал на радио и писал статьи, был, как бы сейчас сказали, медийной персоной.
Последние два года жизни Януша Корчака прошли в тюрьме и еврейском гетто, в которое он попал вместе со своими воспитанниками, когда Польшу оккупировала фашистская Германия. Он до конца старался, насколько возможно, позаботиться о детях. В конце концов его вместе с подопечными отправили в концлагерь Треблинка. Есть сведения о том, что Корчаку дважды (по другим данным — трижды) выпадал шанс спастись. Но сделать это можно было только в одиночку. Конечно, Корчак, всю свою жизнь посвятивший детям, не мог согласиться на это. Он разделил с ними и смерть в газовой камере.
Собственной семьи у Корчака не было — воспитание чужих детей и забота о них стали для него не просто работой, а настоящим служением.
Главные книги Корчака: «Как любить ребёнка», «Право ребёнка на уважение», «Правила жизни», «Воспитательные моменты», «Шуточная педагогика».
Педагогические идеи Януша Корчака
Корчак первым в истории педагогики призвал смотреть на ребёнка как на полноценную личность и уважать его. Называл детей «малорослым народом», который обладает правами:
- на любовь;
- на признание важности их жизни сейчас, а не когда они станут взрослыми (детство не просто подготовительный этап к взрослой жизни, считал Корчак, а само по себе ценный период, и оно должно быть счастливым);
- на индивидуальность — ребёнок может быть таким, каков он есть, это не материал, из которого воспитательными методами можно слепить «правильного» взрослого;
- на уважение в любом возрасте, внимание к характеру, ценностям, эмоциям;
- на ошибку и неудачу, потому что без ошибок невозможно получить опыт;
- на смерть — то есть право на риск, возможные опасности и неудачи, без которых не получится исследовать мир. Тем самым он осуждал то, что мы сейчас называем гиперопекой: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребёнка, мы отнимаем ребёнка у жизни. Не желая, чтобы он умер, мы не даём ему жить».
Разделял понятия «хороший» и «удобный» ребёнок. Главными инструментами педагога Корчак считал наблюдение и опыт. Право на ошибку он признавал не только за детьми, но и за педагогами и родителями. Ошибки, по мысли Корчака, определяют границы опыта.
Был пионером нравственного воспитания: ввёл метод коллективного воспитания и самовоспитания детей на основе детского самоуправления. Его система работала настолько хорошо, что на 200 воспитанников приюта приходилось всего четверо взрослых, включая кухарку и сторожа. В основном дети обслуживали себя сами — Корчак организовал систему трудовых дежурств.
Цитаты Януша Корчака
Интересные факты
Когда Корчак учился в университете на врача, профессора говорили ему, что он слишком чувствителен к чужой боли и для доктора это плохо. А Корчак не понимал: как можно оставаться безучастным к страданиям другого?
Януш Корчак со своими воспитанниками организовал выпуск настоящей газеты — это было приложение к регулярной местной взрослой газете. Репортёрами, журналистами и редакторами в этом мини-издании были дети. Они сами выбирали темы и писали о том, что их волнует. Газета пользовалась успехом.
В молодости Корчаку пришлось повоевать, хотя и недолго, — сначала во время русско-японской войны (Польша тогда входила в состав Российской империи), потом — во время Первой мировой. Оказавшись во время русско-японской войны в Китае, он в одной местной школе увидел у учителя розги и выкупил их — чтобы тот больше никогда не бил детей.
Корчак всю жизнь глубоко интересовался религиозными вопросами: в разное время он участвовал в теософском и сионистском обществах и даже в масонской ложе.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Лев Толстой — о неправильной школе, которая для учителей, а не для детей
- Лев Толстой — о духе школы и своих учительских ошибках
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее