Образование #Статьи

24 августа, 2025

Как должны измениться центры карьеры при вузах: планы и перспективы / Skillbox Media

Эксперты обсудили, как сделать центры карьеры мостами между вузами и рынком труда.

Научитесь: HR-аналитика с нуля

Узнать больше

Вручением диплома взаимодействие университета и студентов не заканчивается ― после этого ближайшие несколько лет вузы должны проводить мониторинг трудоустройства своих выпускников. Должны, но на практике дела с этим обстоят, как недавно выяснилось, не очень хорошо.

Впрочем, подготовка к поиску хороших стажировок и постоянной работы для будущих специалистов начинается задолго до выпускного. Именно этим в вузах занимаются центры карьеры. Точнее, должны заниматься ― но на практике, опять же, всё не так просто.

Как перестроить работу центров карьеры, чтобы они действительно стали мостиками между выпускниками и рынком труда? Этот вопрос обсудили эксперты 26 августа в рамках Российской креативной недели на панельной дискуссии «Центры карьеры. Перезагрузка. От креатива к стратегии».

Представители Минобрнауки, вузов и бизнеса обсудили, как они могут выстроить своё взаимодействие, чтобы получить желаемый результат: вузы хотят давать студентам востребованное образование, компании ― получить действительно квалифицированных специалистов, которых не нужно будет переучивать, а власть заинтересована и в том, и в другом.

От ярмарок вакансий ― к цифровым платформам

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров во время дискуссии подчеркнул, что сейчас стоит задача глобальной цифровой трансформации университетских центров карьеры. Под этим подразумевается переход вузов и потенциальных работодателей на онлайн-площадку ― это создаст более удобные условия для их сотрудничества.

«Это процесс ухода от эпизодических ярмарок вакансий к полноценной каждодневной работе ― с момента выбора студентом университета до окончания университета, постройка проведения практик, взаимодействия с работодателем, участие студента в жизни предприятий, коммерческих организаций, некоммерческих организаций и, соответственно, участие работодателя в жизни самого студента в процессе, когда он учится в университете», ― обозначил Гуров.

В этом направлении министерство не начинает работу с нуля ― не создаёт новый цифровой объект, а вступает в партнёрство с уже существующим сервисом ― «Факультетусом». Это цифровая биржа труда для студентов. Напомним: её создал в 2017 году один из резидентов фонда «Сколково» Сергей Вищипанов. Зарегистрировавшись на «Факультетусе», работодатели могут публиковать свои вакансии, а студенты ― резюме. Платформа обрела популярность в 2020 году, когда в разгар пандемии вузам пришлось переводить ярмарки вакансий в онлайн-формат. Такое сотрудничество поможет консолидировать возможности государства и уже работающего проекта для выполнения общих задач.

Скриншот: сайт сервиса «Факультетус»

Читайте также: Платформа на основе ИИ поможет университетам улучшить работу карьерных центров

Что ожидается от «цифры»? Предполагается, что она сможет упростить и сделать эффективнее взаимодействие работодателей, вузов и студентов. К слову, с платформой сотрудничают уже 362 университета, а с сентября прошлого года трудоустроились 19 тысяч студентов ― и это только те, кто отметился на сайте.

«Параллельно с этим ведём переговоры и в этом году уже сделаем полностью образовательный курс для центров карьеры. И считаем, что центры карьеры должны, исходя из новых реалий, безусловно, уйти в „цифру“. Это должен быть хороший сервис для молодых людей, для студентов по поиску себя, по взаимодействию и по построению своей траектории», ― сказал Григорий Гуров.

Полную цифровую трансформацию планируют совершить в течение года. Минобрнауки еженедельно проводит совещания с университетами и, по словам замминистра, собирает ключевые данные о выпускниках: сколько их, какое количество стоит под угрозой нетрудоустройства и по каким причинам, затем эта информация верифицируется через «Факультетус».

Первыми результатами работы с «Факультетусом» поделился ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Сергей Чеботарёв. В прошлом учебном году, отметил он, процент трудоустройств студентов был «высоким, но всё равно настораживающим» ― 77%. В этом году университет привлёк на платформу «Факультетус» больше учащихся и работодателей, и показатель трудоустройства вырос до 86%.

Фото: M_Agency / Shutterstock

Получается, в идеале центры карьеры должны чётко понимать, с одной стороны, какими навыками владеют студенты, какого профессионального будущего они для себя хотят, а с другой стороны ― выпускников с какими навыками ждёт бизнес, и вводить в университетскую среду соответствующих работодателей. По сути, это роль не просто менеджеров, которые механически собирают запросы на стажировки и вакансии для молодых специалистов, а карьерных консультантов и агентов между работодателями и вузами.

О роли бизнеса в развитии образования

Прогрессивные российские компании плотно сотрудничают с вузами: курируют отдельные кафедры, создают вместе с учебными учреждениями общие образовательные проекты. Некоторые растят кадры, открывая собственные учебные программы. Это позволяет бизнесу получить специалистов, которые наверняка будут владеть нужными для работы компетенциями. Для примера Андрей Очеретный рассказал участникам дискуссии о том, какие образовательные проекты есть сейчас у Сбербанка и как компания занимается поиском сотрудников.

По его словам, сейчас у Сбербанка 330 вузов-партнёров. Это сотрудничество, отмечает Очеретный, выстраивается по-разному, в зависимости от потребностей компании. Связано это с тем, что Сбербанк ― давно уже не только банк, а целая экосистема с разными запросами, обрабатывать которые в режиме личных коммуникаций с каждым вузовским центром карьеры становится трудно. Именно это говорит в пользу перехода в «цифру». Упростить и улучшить взаимодействие с вузами помогают новые платформы. Для этих целей у компании есть портал SberGraduate, на котором строится коммуникация со всей студенческой аудиторией, поддерживаются образовательные программы, и собственная HR-платформа «Пульс» ― для вакансий.

Скриншот: сайт SberGraduate

Читайте также: Как развить в студентах и сотрудниках кросс-дисциплинарность

Также Очеретный обозначил, что, начиная новый проект, компания отдельно проектирует часть, связанную с трудоустройством и центрами карьеры, изначально включая в работу нового структурного подразделения «отдельных людей, которые будут думать о том, как это трудоустройство обеспечивается».

Старший вице-президент арт-студии 1518 Studios Максим Михеенко, рассказывая о том, в каких специалистах нуждается сейчас IT-индустрия, уделил много внимания мотивации студентов и влиянию на это потенциальных работодателей. Спикер привел в пример Ульяновск.

«[Ульяновск] маленький город, но очень IT-сконцентрированный. Почему там большая мотивация у студентов впахивать? Очень много хороших компаний, которые берут с первого курса студентов, у студентов есть успешные кейсы и, соответственно, понимание, куда идти. Не просто какой-то вакуум, а понимание: вот зарплата, вот куда расту, вот я вырасту, вот могу работать на весь мир», ― рассказал он.

Многие вузы и компании работают в коллаборации. Так, Михеенко напомнил, что в МФТИ открыт Центр обучения проектированию и разработке игр, а на философском факультете МГУ обучают геймдизайну вместе с компанией Epic Games. Здесь важно не только то, что учащиеся получают знания непосредственно из профессиональной сферы, но и то, что они уже во время учёбы видят и понимают, для какой работы нужны их знания. Когда студент общается с преподавателем-практиком, ментором, который сейчас работает в индустрии, он получает не просто практические задания, а вектор своего дальнейшего развития, уверен Максим Михеенко.

HR-аналитика с нуля

Вы научитесь анализировать данные о сотрудниках с помощью Excel, AI, BI и Python. Сможете делать точные выводы на основе цифр и метрик: нанимать и удерживать ценных специалистов, повышать их лояльность и защищать бизнес от текучки кадров.

Узнать подробнее