Как помочь студентам стать отличниками / Skillbox Media
Инструкция, как построить учебное консультирование (тьюторинг) студентов при персонально ориентированном обучении. Опыт Университета Флориды.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеСпециалисты Университета Флориды поделились на educause.edu своим опытом. Пересказываем их статью. В Университете много внимания уделяют персонализированному подходу, а его реализация, как известно, должна сопровождаться поддержкой — учебными консультациями кураторов (тьюторов). Но консультации желательно строить так, чтобы стимулировать студентов к самоанализу, рефлексии и собственным выводам, а не нести им готовые выводы и решения на блюдечке. В этом смысл так называемого перевёрнутого консультирования (по аналогии с «перевёрнутым обучением»).
Об авторах оригинальной статьи
Лесли Можейко (Leslie Mojeiko) — методист Университета Флориды, магистр педагогики. Помогает студентам использовать технологии в обучении.
Элисон Хаскелл (Allyson Haskell) — методист Университета Флориды, имеет восьмилетний опыт создания образовательного контента для детей, подростков и молодёжи, а также ведёт курсы дизайна.
Шеннон Данн (Shannon Dunn) — заместитель директора Университета информационных технологий Флориды, руководит отделом по проектированию учебных курсов и внедрению образовательных технологий
Как работают кураторы в Университете Флориды
На каждом этапе обучения куратор выступает как ментор и преподаватель: он даёт советы студенту и помогает развить критическое мышление, навыки принятия решений, пробудить исследовательский дух и осознанное отношение к обучению.
В Университете Флориды кураторы работают как полноценные преподаватели. Они сотрудничают с методистами для создания курсов на основе «перевёрнутого консультирования». Это применение модели «перевёрнутого обучения» к процессу консультирования студентов.
Кураторы снабжают студентов всеми необходимыми материалами и с помощью LMS создают им персонализированное пространство, которое способствует личному развитию, повышает мотивацию и приводит к успехам в учёбе.
Консультирование как преподавание
Личностно ориентированное консультирование переводит работу куратора из пассивного общения с подопечными в плоскость активного взаимодействия с ними, своего рода «перевёрнутую педагогику».
В этом формате кураторы не контролируют студентов и не выдают им инструкций. Они мотивируют их, проводят конструктивные дискуссии и демонстрируют возможности, которые открываются благодаря успехам в учёбе. Это помогает студентам самостоятельно формулировать свои цели, принимать решения, добиваться результатов и оценивать их.
Дебора Мэйхью, руководитель кураторской программы для первокурсников в Инженерном колледже имени Герберта Верхайма (Флоридский университет), отметила положительный эффект такого подхода после усовершенствования техник и методов работы кураторов. Секрет успеха она видит в эффективном использовании модели, которая побуждает студентов тщательно изучать и анализировать учебный материал, чтобы подготовиться к консультации. В свою очередь, личное общение с куратором способствует лучшему усвоению информации и активному применению её в научной деятельности.
Чтобы выстроить систему «перевёрнутого консультирования» и повысить успехи студентов, надо начать с обратного дизайна. Этот метод ставит во главу угла не содержание и подачу материала, а цели всей кураторской работы. Он включает три этапа:
Рассмотрим каждый этап подробнее.
2. Установка показателей успеваемости (KPI)
Следующий шаг — определить, чем и как оценивается качество знаний учащихся. Оценка — это, по сути, любое упражнение или задание, по которым студенты получают обратную связь. Она позволяет им оценить эффективность своей работы (то есть полученные знания) и проанализировать допущенные ошибки. Оценки должны соответствовать целям и результатам, запланированным на первом этапе. Как именно студенты могут продемонстрировать свои знания, навыки и умения? Как они сами поймут, чему научились и насколько высок их уровень?
Полезно включать в программу на основе «перевёрнутого подхода» некоторые учебные материалы и текущие оценки студента — они эффективно дополняют консультации, так как позволяют обоим участникам лучше подготовиться к встрече. Кроме того, благодаря этому у куратора появляется возможность прямо на встрече дать своему подопечному обратную связь и получить от него необходимую информацию. Это позволит сразу понять проблемы студента и предложить их решение.
При личностно ориентированном консультировании такая стратегия помогает побудить студента к самостоятельному обдумыванию своих достижений и провалов, а также путей дальнейшего развития. Это, в свою очередь, стимулирует у студентов осознанность, ответственность за собственный успех, а также повышает эффективность самих консультаций.
Кураторы Флоридского университета заметили, что включение разных способов оценки в программу консультирования даёт большой простор для взаимодействия со студентом в удобной для него форме.
3. Разработка учебной программы
Концепция обратного дизайна предполагает, что выбор учебного контента и формирование программы происходят на заключительном этапе создания учебного курса. Благодаря этому можно найти такие материалы, которые действительно будут помогать студентам в достижении учебных целей, а не просто придавать программе солидности без фактической пользы для учащихся.
Учебный план обычно включает в себя самостоятельное чтение учебной литературы, лекции, семинары и групповые проекты, а также формирование и закрепление навыков, необходимых для завершения курса или программы.
При «перевёрнутом консультировании» можно легко изменять учебный план студента, чего не позволяет ни одна стандартная кураторская программа. Соответственно, формат самих встреч кураторов со студентами тоже должен быть гибким.
Удобное время и формат онлайн
Возможность выбора удобного времени для консультаций, проведение их в онлайн-формате повышает вовлечённость учащихся и создаёт для всех равные условия. Особенно важно это для маломобильных или работающих студентов и для тех, кто посещает только факультативы или по каким-то причинам не имеет возможности приходить на очные встречи. В период пандемии онлайн-консультации, конечно, стали просто незаменимы.
Не только персональные встречи, но и групповые
Консультационные программы могут включать не только индивидуальную, но и групповую работу с куратором. Совместные встречи — не просто способ перераспределения учебной нагрузки студентов: чувство общности побуждает учащихся увереннее задавать интересующие их вопросы, и куратор тут воспринимается уже скорее как преподаватель, а не просто личный наставник.
Разбор запросов в группе помогает избежать стереотипных ответов: все студенты разные, поэтому и вопросы они будут задавать совершенно разные.
А ещё группа исключает неосознанную предвзятость. Это когда, например, куратор не рассказывает о возможностях обучения за границей студенту, имеющему маленького ребёнка или работающему фултайм, потому что считает, что этот студент такой возможностью не заинтересуется, ему некогда. В группе поднимаются любые темы, и при каком-то обсуждении каждый может случайно узнать что-то важное именно для него.
Использование LMS для управления информацией
Вы уже поняли, что, по мнению специалистов Флоридского Университета, LMS — лучший друг кураторов. Действительно, они видят в автоматизированных системах управления обучением много пользы:
Например, удобно, если LMS позволяет выстраивать рейтинг успеваемости.
В LMS несложно получать как количественную информацию — из статистики тестирования и успеваемости студентов в течение семестра, так и качественную обратную связь — с помощью опросов учащихся и их анализа собственных успехов. Как раз последнюю функцию кураторы Флоридского университета назвали одним из самых важных способов выявить основные тревоги подопечных и подтолкнуть их к самоанализу.
Конечно, LMS может лишь автоматизировать некоторые обязанности куратора или сделать их более универсальными, — но полностью заменить общение человека с человеком компьютер не в состоянии. Да и нет такой цели — LMS, наоборот, способствует человеческой коммуникации наставника с подопечным, помогает строить личностно ориентированный подход в консультациях. Потому что благодаря тому, что всю основную типовую справочную информацию студенты получают в LMS, их общение с кураторами становится более глубоким.
Результаты и выводы
После внедрения в Университете Флориды «перевёрнутого консультирования» наставники заметили, что у студентов улучшилась подготовка и выросла вовлечённость в обучение. На основе этого опыта был даже создан образовательный ресурс для кураторов по разработке учебной программы на основе обратного дизайна. С его помощью консультанты сначала ставят цели и задачи обучения, а уже на их основе формируют координированный и измеряемый план. Разработав свою программу полностью, они используют LMS для размещения учебных материалов и контроля успеваемости.
Главная задача этого подхода — успех учащихся, который зависит только от них самих и достигается с помощью обучения, вовлечения и самоанализа. А «перевёрнутое консультирование» демонстрирует немаловажную роль кураторов в учебном процессе и научной деятельности студентов.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее