Образование #Статьи

24 августа, 2025

Как создать школьный музей / Skillbox Media

За поиском сокровищ стоит важная педагогическая модель, использовать её можно в любой дисциплине. Вот реальные примеры и советы на их основе.

Научитесь: Методист образовательных программ

Узнать больше

Однажды в американском городе Милуоки открылся необычный музей войны за независимость США. На торжественной церемонии гостей встречали его создатели — ученики средней школы Бейсайд в костюмах американцев колониальных времён.

В качестве гидов-экспертов они провели родителей и жителей города по пятнадцати тематическим выставкам. Например, гости заглянули на экспозицию «Колониальная жизнь». Здесь ученики разместили макет жилища колониальной эпохи: кухонный стол, камин и верёвочную кровать. Комната была уставлена артефактами, среди них и маслобойка, и прялка, и мушкет. Часть объектов для выставки предоставил местный музей, а некоторые школьники создали сами. Рядом с экспонатами — карточки, подробно объясняющие, как жизнь современных американцев отличается от жизни их предков.

Каждая выставка отвечала на важный вопрос: «Какова была роль женщин в войне за независимость?», «Какое значение в войне имели средства коммуникации?», «Как технологии того времени повлияли на исход войны?»

И учителя, и ученики, и родители остались под впечатлением от события. «Это было здорово! Было очень весело, нам пришлось придумывать разные идеи, чтобы у нас получилось то, что мы задумали. Мы проверили наши знания на прочность», — сказал один из организаторов музея, шестиклассник Бронвин.

А учитель Мэнон Гетфорд и вовсе запомнит этот опыт на годы. Спустя десять лет он скажет: «Тот музейный проект научил меня не думать о том, какими должны быть финальные работы учеников, и вместо этого оставаться открытым тому, к чему они сами могут прийти при некоторых изначальных требованиях».

Зачем школам идти в музеи, а музеям — в школы

Создание музея учениками — один из примеров объектно-ориентированного обучения. Основная цель этого подхода — передавать знания, демонстрируя ученикам объекты, связанные с темой урока (англ. learn from objects), а не просто рассказывая о них (англ. learn about objects). Объектами в таком обучении выступают произведения искусства, музейные артефакты, архивные материалы или их цифровые копии. Такой подход глубоко погружает учеников в изучаемую тему: ведь они оказываются настолько же близки к объекту, как и те, кто создал его.

С другой стороны, объект становится для учеников источником информации и побуждает их задавать вопросы: «Кто сконструировал этот объект, или он создан природой?», «Почему у него такая форма?», «Из какого материала он состоит?», «Для чего он использовался?», «Что он может рассказать об обществе, в котором его использовали?» и так далее.

Фото: Akimov Igor / Shutterstock

Библиотеки, галереи, архивы, музеи — каждое из этих мест может стать площадкой для объектно-ориентированного обучения. Иногда учащимся даже не обязательно посещать её. Так, в Англии широкое распространение получили особые тематические коробки, которые музеи «одалживают» школам. В каждую аккуратно упакованы музейные предметы, описания и инструкции к ним, чтобы прикоснуться к истории можно было сразу на уроке.

Причём дисциплины не обязательно должны быть историческими. Организация «Музеи и галереи Лидса» предлагает школам 25 коробок с тематическими коллекциями. В коробке «Космос», например, содержатся редкие геологические объекты — в частности, фрагмент паласситового метеорита возрастом более 4,5 млрд лет.

Городской музей английского города Чемсфолд предоставляет школам коробки с коллекциями по зоологии и истории. А ещё — необычный набор для экспериментов по мотивам книги Ронды Армитаж «Ланч смотрителя маяка». А один канадский музей одалживает школам артефакты Первой мировой, но акцент там делают на «индивидуальной» истории: в тематических коробках находятся личные вещи, открытки, фотографии и рассказы об участниках войны.

Стоит отметить, что большинству школ приходится арендовывать такие коробки за отдельную плату — и получать их на один семестр. Многие музеи предлагают специальную подписку, чтобы каждые несколько месяцев ученики могли увидеть новые артефакты. Школы охотно реагируют на такие предложения, а некоторым приходится даже подождать в очереди, так велик спрос.

Но даже с учётом всех преимуществ таких перевозных коллекций, объектно-ориентированное обучение становится ещё увлекательнее, когда ученикам предлагают организовать собственную выставку.

Саркофаги и доспехи: чему посвящают свои выставки дети

В британской начальной школе «Сайдгейт» в создании местного музея участвуют группы от каждой параллели. Каждому потоку выделяют секцию, где они организуют выставку, например, на тему истории, естествознания или географии. Кураторами тоже становятся ученики, их выбирают в классах. Задача кураторов — собирать работы и артефакты.

К экспонатам прикладывают небольшие пояснительные записки и QR-коды. Просканировав код, можно посмотреть дополнительную информацию об объекте. Одну из экспозиций посвятили Древнему Египту. Среди выставочных объектов были, например, макеты анха и саркофага.

Как отмечают в школе, эта практика научила ребят методам исследования и показала, как собирать доказательства и с их помощью приходить к собственным заключениям. Ученики попробовали себя в роли археологов, исследователей, журналистов и музейных кураторов. Вовлечённость в проект помогла им почувствовать себя увереннее и самостоятельнее.

Фото: страница начальной школы «Сайдгейт» в Twitter
Фото: страница начальной школы «Сайдгейт» в Twitter

В другой британской школе ученики третьих и четвёртых классов организовали музей саксонской культуры. Дети сами выбирали, какая тема им интереснее, — и в соответствии с этим получали свою область ответственности. На выставке представили, среди прочего, портретную галерею саксонских королей, саксонские одеяния, шлемы, щиты, украшения и глиняную посуду. А ещё установили шатёр, в котором дети показывали фильмы, созданные ими на изучаемую тему.

«По ним было видно, что они испытывали настоящую гордость, когда показывали нашим посетителям свои работы, так же как и довольно глубокие знания, — гости тоже были впечатлены. В школе ощущалось оживление», — рассказывает один из учителей. Но главное — ученики взяли ответственность за процесс обучения.

Почему дети больше не спрашивают «А зачем мы это учим?»

То, что организация музея повышает самостоятельность учеников, отмечали и в школе «Бейсайд» в Висконсине. Они не только ответственно подошли к увлекательному делу, но и научились командной работе, улучшили навыки общения и решения реальных задач.

А ещё такая работа мотивировала юных исследователей учиться. Нередко ребята спрашивают учителя: «А зачем мы это учим?» Но организация музея сама по себе содержит ответ на этот вопрос. Необходимость стать экспертом в теме своей выставки побуждала учеников читать литературу и источники, проводить интервью и выполнять другие исследовательские задачи.

Среди других плюсов музейного обучения Линда Д’Аккуисто, автор книги «Выставочное обучение: как музеи, созданные учениками, помогают пониманию», отмечает, что оно помогает:

  • Получать новые знания благодаря обобщениям, анализу и синтезу информации из разных источников при ответе на вопросы, которые возникают в ходе работы.
  • Осваивать новые навыки, среди которых, например, дизайн и написание текстов (они нужны, чтобы поделиться своими знаниями).
  • Сотрудничать с одноклассниками, учителями и местным сообществом.
  • Создавать визуальную или письменную презентацию усвоенных знаний.
  • Сообщать свои знания кому-то ещё, кроме учителя.

Такое обучение может быть особенно полезно для учеников начальной школы, ведь способность к абстрактному мышлению у них только развивается. Кроме того, среди характеристик такого обучения отмечают ещё и его неформальность в сравнении с работой в классе.

Как помочь ученикам организовать школьный музей

В своей книге Линда Д’Аккуисто также упоминает принципы, которых придерживались учителя из школы «Бейсайд» при организации музея войны за независимость США. Вот некоторые из них:

  • с самого начала проекта большую роль играет выбор самих учеников;
  • учитель выступает в роли фасилитатора или товарища;
  • ученики работают в группах и обучают друг друга;
  • аудитория не ограничивается одним учителем;
  • воображение и креативность поощряются.

Универсального рецепта по созданию ученического музея нет, однако музеи уже выпускают собственные пособия. Например, подобную инструкцию для педагогов создали в рамках британского проекта «Мобильный музей», организаторами которого выступили Королевские ботанические сады Кью и исследовательский университет Роял Холлоуэй (подразделение Университета Лондона). Организацию авторы документа разделили на три основных этапа.

В рамках этого этапа ученикам предлагают определить, кто является аудиторией будущего музея. Скорее всего, это будут в первую очередь родители. Поэтому одним из первых заданий для ребят будет узнать, что сами родители хотели бы увидеть в таком музее. В это же время учителю и школьникам стоит подумать над брифом выставки — то есть кратко сформулировать её основные цели и этапы создания. Авторы инструкции предлагают ответить на такие вопросы:

  • Какие идеи будет выражать выставка?
  • Что должны узнать посетители и почему?
  • Кого вы хотите привлечь выставкой и почему?
Фото: Proshkin Aleksandr / Shutterstock

Для вузов это тоже полезная практика

Стоит отметить, что зародилось объектно-ориентированное обучение вовсе не в школах, а в университетах. В XIX и начале XX века университетские музеи — их создание и функционирование — были важной частью образовательного процесса. Многие коллекции, собранные студентами и преподавателями, и сегодня используются по назначению.

Есть целый ряд специальностей, где без такого обучения в принципе не обойтись: например, история, археология, геология и так далее. Но некоторые вузы используют объектно-ориентированное обучение, чтобы расширить кругозор студентов самых разных специальностей, как, например, в Австралии.

А в Англии учащиеся проводят целые исследования вместе с музеями. Например, студенты медицинского факультета Университетского колледжа Лондона выясняли, как взаимодействие с музейными объектами влияет на пациентов местной больницы, на примере таких же коробок, которые одалживают школам.

Читайте также:

  • Оп-оп, гангнамстайл, или Как k-pop меняет образование
  • Как используют рисование во время нехудожественных занятий
  • Американский учитель превратил уроки истории в детективы

Методист образовательных программ

Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать подробнее