Как удержать внимание ребёнка во время онлайн-урока / Skillbox Media
Практические советы, которые помогут показать дошколятам и младшеклассникам, что учёба — это не обязательно скука.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
краткая справка
Психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.
Удержать внимание ученика ― самая сложная задача для педагога, работающего онлайн. Особенно если его ученики ― дошкольники или младшие школьники. Им трудно заниматься, не отвлекаясь, когда хочется поиграть или посмотреть мультики. К тому же у учителя, который преподаёт по Сети, гораздо меньше возможностей повлиять на ребёнка ― он не может забрать у него игрушку на время урока или контролировать его передвижения по комнате. Что делать?
Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь педагогам в работе с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками в онлайн-формате.
Читайте также:
Что такое Edutainment: как соединить обучение с развлечением
Визуализировать материал
Картинки, видеоролики, комиксы и диаграммы разбивают монотонность урока, помогают ребёнку не утратить интерес и, в конце концов, просто делают материал понятнее.
Что бы вы ни преподавали, в интернете всегда можно отыскать мультики и видеоролики по теме. Такими анимированными роликами можно, например, подкреплять изучение азбуки или цифр. Конечно, можно проявить креативность и создать свои картинки, коллажи или слайд-шоу, чтобы визуализировать информацию.
Хороший вариант — так называемые интеллект-карты. Это схемы, которые показывают связи между объектами или идеями, помогают структурировать информацию и отделять важное от второстепенного. В центр помещается основное понятие (допустим, «охрана природы»), от него отходят разноцветные веточки-понятия ― «переработка мусора», «экономия ресурсов». А от них ― второстепенные понятия, которые помогают раскрыть идею: «не бросать мусор на землю», «вовремя выключать свет». Таким образом можно структурировать любую информацию. А если рисовать интеллект-карту вместе с учениками, она может превратиться в целый образовательный проект. Это можно делать с помощью интерактивных онлайн-досок для совместной работы.
Устраивать перерывы
Важно помнить, что детям непросто поддерживать концентрацию внимания слишком долго. Мозг ребёнка ещё развивается, и ему объективно нелегко обрабатывать большой объём информации. Уже через пять минут маленькие ученики устают и начинают отвлекаться, поэтому полезно время от времени делать короткие перерывы.
Чтобы дети сбросили напряжение, но всё-таки не забыли об уроке, предложите им поиграть в какую-нибудь подвижную игру, потанцевать, спеть песенку. Эти игры можно даже интегрировать в программу урока. Например, на занятиях английским попробуйте сыграть в Simon says ― подвижную игру на внимательность. Правила просты: учитель говорит: «Simon says… stand up / jump / clap your hands / touch your shoulders». А ученик должен выполнить только те команды, перед которыми прозвучала вступительная фраза Simon says. И попрыгали, и глаголы повторили. Даже совсем короткий перерыв на одну-две минуты поможет «перезагрузить» маленького ученика и вернуть его внимание.
Поощрять усилия
Детям важно видеть, что их старания замечены и оценены. Когда ребёнок чувствует, что взрослым его работа неинтересна, он моментально теряет мотивацию. Поэтому так важно поощрять даже самые небольшие усилия и отмечать успехи. Главное ― не размер награды, а сам принцип. Например, выдавайте ребёнку «смайлики» за правильно выполненные задания или показывайте короткие мультики за каждую пройденную тему.
Современным детям крайне важно уметь учиться с удовольствием. Во-первых, образовательный контент сейчас конкурирует с контентом развлекательным ― играми, соцсетями, мультфильмами. Они сопровождают ребёнка с первых дней жизни и доступны в любой момент. Дети привыкли к такой активной стимуляции, и их уже не увлечь картинкой в учебнике. Обучению нужно быть не менее интересным и ориентированным на детей, чем видеоигры. Поэтому при возможности (например, если вы индивидуально занимаетесь с учеником как репетитор) стоит узнать интересы ребёнка и включить их в онлайн-взаимодействие. Скажем, если ребёнок любит динозавров, можно использовать их в примерах и заданиях.
Во-вторых, поколение альфа будет учиться всю жизнь, а не только до получения первого диплома. Во всех сферах информация теперь появляется и устаревает так быстро, что остановиться в развитии просто невозможно ― каждый день придётся учиться чему-то новому. Поэтому важно, чтобы дети с самого юного возраста воспринимали обучение не как нудную обязанность, а как весёлое и увлекательное занятие, не хуже игры.
Не со всеми учениками эти методы сработают идеально. Дети разные ― одним больше нравится бегать и прыгать, другим ― решать интеллектуальные загадки. Каждый ребёнок уникален, и задача современного учителя ― не просто читать параграфы из учебника, а искать и находить подход к детям, прививать им любопытство и интерес к учёбе. И неважно, где проходит урок ― в классе или перед экраном компьютера.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Книжная полка: «Учим в любых условиях», Дуглас Фишер, Нэнси Фрей и Джон Хэтти
- Учебная мотивация: как её объясняют научные теории
- Любопытство vs лидерство: что мотивирует детей учиться и как сохранить интерес к учёбе
- Как помочь ребёнку стать успешным в учёбе
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее