Образование #Статьи

24 августа, 2025

Конструктивизм в обучении: что это за подход / Skillbox Media

В его основе замечательная идея: учитель не просто наполняет, как пустые сосуды, головы учеников, а позволяет им самим конструировать знания.

Научитесь: Методист образовательных программ

Узнать больше

Из этой статьи вы узнаете:

  • как конструктивизм связан с великим Львом Выготским;
  • пять принципов конструктивизма в педагогике;
  • чем конструктивистский подход отличается от традиционного;
  • как устроен учебный процесс при конструктивизме;
  • за что его критикуют и почему он мало присутствует в школах.

Что такое конструктивизм

Конструктивизм — направление в психологии и философии образования, главная идея которого в том, что познание — это конструирование. Проще говоря, знания мы не просто пассивно усваиваем, а самостоятельно выстраиваем по мере того, как знакомимся с окружающим миром и осмысливаем этот опыт. Это осмысление происходит на основе уже имеющихся у нас знаний и опыта и зависит от стадии нашего когнитивного развития и культурного фона.

Для традиционного педагога ученик — пустой сосуд, который можно заполнить любой информацией. Учитель-конструктивист же старается создать условия, в которых ученик сам будет искать ответы на волнующие его вопросы. В результате он самостоятельно построит новое знание — вернее, встроит его в уже существующие у него представления о мире, сформированные предыдущим опытом. Поскольку опыт каждого человека уникален, то и знание, которое сформирует один ученик, будет отличаться от того, что получится у другого. А ещё это означает, что освоение нового материала невозможно без внутренних перемен.

Хотя изначально конструктивизм не был напрямую связан с образованием, сегодня идеи этого психологического направления используют учителя всего мира. Эксперименты в школьных лабораториях, экскурсии по местам эпохальных событий на уроках истории, постановка Шекспира на уроке литературы — всё это примеры конструктивистского подхода в педагогике.

Принципы конструктивизма

Не разделяя конструктивизм по разным течениям, современные теоретики педагогики выделяют пять его принципов.

Это основной принцип конструктивизма, согласно которому новое знание надстраивается на уже существующих знаниях. Ученик соединяет разную информацию, выстраивая уникальные интеллектуальные связи — иначе, чем это сделал бы другой ученик.

Чтобы учиться, недостаточно просто сидеть и слушать лекцию: нужно участвовать в дискуссиях, проводить эксперименты, готовить доклады. Понимание придёт только через выстраивание между разными фактами связей, имеющих смысл для самого ученика. Кроме того, невозможно учиться без мотивации. И если психологи-бихевиористы считали, что мотивировать можно внешними стимулами — кнутом и пряником, — то по мнению когнитивных конструктивистов мотивация должна исходить от самого обучающегося. Подстёгивать последнего может, например, ограниченность его нынешних знаний. Социальные же конструктивисты признают и внутреннюю, и внешнюю мотивацию.

Любое обучение и преподавание — это распространение и обсуждение знания, собранного целым сообществом. Важно учитывать это и на уроках: полемика, взаимное обучение и другие групповые активности способствуют обучению.

Новые знания всегда выстраиваются вокруг нашего прошлого опыта и убеждений. Поэтому и сам процесс, и результат обучения для каждого ученика неповторимы. Кроме того, мы не изучаем новые вещи как абстрактные теории, изолированные от всей остальной нашей жизни. Чтобы осмыслить новую информацию, мы связываем её с тем, что уже знаем и понимаем.

Знание — это только интерпретация реальности на основе наших чувств. Эта интерпретация не обязательно отражает настоящую реальность.

Отличия конструктивистского учебного процесса от традиционного

Традиционное обучение опирается на эксплицитное преподавание (от англ. explicit teaching, или direct instruction), при котором учитель просто читает ученикам лекцию или демонстрирует учебные материалы. Вот как исследователи образования противопоставляют ему конструктивистское преподавание:

Как устроен конструктивистский учебный процесс

Учитель-конструктивист старается подавать информацию так, чтобы ученики могли встроить её в систему уже имеющихся у них знаний. Для этих целей подходит, например, просьба пересказать новый материал своими словами — то есть на основе предыдущего опыта. Этой же цели могут послужить предварительные тесты в начале урока или групповые игры-разминки. Другой вариант — побудить учащихся подвергнуть то, что они уже знают, сомнению. Противоречие заставит их модифицировать имеющиеся знания. Ниже перечислены примеры активностей, которые предлагают эксперты.

Конструкционизм — это развитие идей Жана Пиаже, предложенное философом образования Симором Папертом. По мнению Паперта, для обучения важно, чтобы ученик создавал нечто вне своего сознания. Например, учитель может предложить классу построить мост, чтобы учащиеся путём проб и ошибок смогли усвоить нюансы инженерного дела.

К таким групповым активностям относятся, например, взаимный опрос, метод мозаики, структурированная полемика. Взаимный опрос — техника, при которой ученики задают друг другу вопросы и сами на них отвечают. Она может быть удобна, например, при обсуждении прочитанного. Метод мозаики — подход, при котором отдельные ученики становятся экспертами в определённых аспектах большой темы и рассказывают о них другим участникам. При структурированной полемике учитель предлагает учащимся рассмотреть предмет изучения с противоположных точек зрения и, модерируя дискуссию, помогает им в поиске компромисса.

Наконец, ещё один вариант применения конструктивизма в классе — при рассмотрении большой темы позволить ученикам выбрать для углублённого изучения те её аспекты, которые больше всего их заинтересуют. Например, учитель может дать классу общее представление об эволюции, а затем каждый ученик выбирает наиболее близкую ему тему и пишет по ней доклад.

За что педагогический конструктивизм критикуют

Несмотря на многие научные исследования, указывающие на то, что конструктивистские методы повышают качество обучения, у этого подхода есть и немало противников. Среди недостатков этой методики они отмечают недостаточную структурированность учебного процесса, сложность реализации на практике, риск группового мышления при кооперативном обучении.

Критики считают, что для некоторых учеников важно, чтобы обучение было строго структурировано. Исследования показывают, например, что традиционное преподавание очень полезно для учеников с повышенными потребностями и для подготовки к тестам. Конструктивизм же предполагает более расслабленный темп — без чёткой траектории, со спонтанными дискуссиями, часто без оценивания знаний. В результате знания учеников могут не соответствовать стандартизированным требованиям. Хотя это проблема скорее системы образования, нежели конструктивизма.

Чтобы для учеников занятия проходили более непринуждённо, учителю нужно, наоборот, ещё более тщательно планировать уроки, чем при традиционном подходе. На это требуется дополнительное внерабочее время. А чтобы вовлекать в обсуждение как можно больше учеников, требуется больше времени на уроке.

Когда группа учеников сообща ищет ответ на вопрос, они рискуют попасть в ловушку группового мышления — когда из нежелания противоречить коллективу человек присоединяется к общей точке зрения. Те же, кто не захочет этого делать, могут просто менее активно участвовать в дискуссии. Впрочем, это критика только одного из вариантов применения конструктивистского подхода, а не самой теории.

Методист образовательных программ

Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать подробнее