«Люди надеются, что если они вернутся к прошлым практикам образования, то им станет легче» / Skillbox Media
ИИ совершает революцию в системе образования, а она к этому совсем не готова.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
сотрудник Института общественных наук РАНХиГС, член правления Лиги образования, соавтор программ развития руководителей образования
Где: конференция HYPER / DIR ― 2023
— Я думаю, что система образования слишком ригидна, ориентирована, как века назад, на перекачку информации и очень медленно, очень трудно переходит к другим подходам. Призывов [к изменениям] полно, они уже идут больше 30 лет. Вот такое более-менее бурное развитие началось в восьмидесятые годы, когда была перестройка. А сейчас вообще можно наблюдать скорее даже обратный ход маятника, когда люди, уставшие от изменений, надеются, что если они вернутся к прошлым практикам образования, то им сразу станет легче. Не сознавая, что если школа останется такая же медлительная, как и раньше, мир от этого стабильнее не станет. Мы видим, что искусственный интеллект сегодня выводит на совершенно другие уровни, и если мы сейчас оперативно не перестроимся на новые тенденции, то дети будут расти как цветы на развалинах. Сейчас главный вызов я вижу в том, что, в принципе, у нас просто уже нет времени для медленной раскачки.
Контекст
23 июня Михаил Кушнир выступил на конференции HYPER / DIR — 2023, организованной компаниями «Гиперметод» и «Директ-Медиа». Главной темой мероприятия стало взаимодействие искусственного интеллекта и образования. В секции «Дети против ИИ?..» приглашённые эксперты обсудили, какие риски и вызовы появляются в обучении детей и подростков с бурным развитием этой технологии.
По мнению Михаила Кушнира, если пару лет назад цифра в педагогике давала возможность менять образовательный процесс и ставить педагогические задачи по-другому, то с развитием ИИ это уже не возможность, а необходимость. И если система образования не адаптируется к этим переменам, она неизбежно отстанет от реального мира.
Также Михаил добавил, что цифровые технологии уже проявили два параллельных процесса в обучении. С одной стороны, компьютер уже вполне может взять на себя информационный аспект обучения, то есть трансляцию знания. С другой стороны, в коммуникационном аспекте цифровые технологии не заменят учителя. Но они могут стать его помощниками в массовом образовании, давая ребёнку индивидуальный фидбэк в самообучении. Примером реализации такого подхода спикер назвал перевёрнутый класс, когда ученики самостоятельно осваивают материал дома, а на очных занятиях с учителем обсуждают тему и проверяют знания.
Читайте также:
7 примеров EdTech-решений, которые расширяют возможности учителей и школ
Мнение коллеги поддержал Павел Рабинович, заместитель директора Школы антропологии будущего Института общественных наук РАНХиГС. Искусственный интеллект, объяснил он, не может передать ребёнку культурные нормы, взять на себя функцию воспитания. А учитель не может обеспечить всем ученикам персональную образовательную траекторию. Поэтому самое разумное решение — в гармоничном сочетании живого и цифрового обучения.
Тому, что развитие и распространение искусственного интеллекта — реальность, которую надо принять, было посвящено и выступление Константина Шапиро, эксперта Совета по образовательной политике комитета по образованию Санкт-Петербурга. По его словам, не стоит ожидать, что в будущем 90% населения будет понимать, как работает ИИ, но это не помешает большинству использовать эти технологии.
«Мы рассматриваем вновь появляющиеся технологии как неизбежное зло. А это не зло, это часть мира. Мы не заметили, как интернет полностью поменял систему книгоиздания и парадигму распространения знаний. Сейчас мы не замечаем, как часть рутинного труда в том числе в интеллектуальной сфере переходит к искусственному интеллекту. Заниматься нужно этим — не учить детей программировать искусственный интеллект в школе (это утопия), а учить их этим пользоваться, жить с этим», — считает Константин.
Спикер напомнил, что задача образования — передать детям культурную традицию человечества, сформировать у них ментальные модели, отражающие объекты реального мира и взаимосвязи между ними и средой. При этом, как отметил Константин Шапиро, ученики прошлых поколений наблюдали условную лягушку в пруду, то есть могли увидеть целую экосистему и задаться вопросами, как лягушка живёт, с чем взаимодействует и так далее. Современные же дети, которые видят лягушку только на картинке, знакомятся с разрозненными объектами, и интереса к познанию у них не возникает.
Поэтому, считает эксперт, нужно думать о новых методических и дидактических подходах: «…Чтобы нейронные модели, которые формируются у ученика, были взаимосвязанными, а не разрозненными, находились в системе и были приближены к реальным объектам». По мнению спикера, здесь мог бы помочь, например, цифровой учебник с метаданными, чтобы каждый представленный объект в нём был связан с другими объектами, по принципу «Википедии».
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Цитата недели: «Образование не готовит адекватно человека к современному миру»
- Цитата недели: «Персонализация может вывести нашу систему образования на передовой уровень»
- Как ИИ изменит образование в обозримом будущем: мнение эксперта из МГУ
- Появилось международное объединение для продвижения ИИ в школах
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее