Навыки XXI века: упоминаются во ФГОС, но учат ли им в реальности? / Skillbox Media
На рынке труда растёт ценность гибких навыков (софт-скиллов). Есть две проблемы: мало какие вузы им обучают, а как их оценивать, вообще не ясно.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеПо данным hh.ru, российские работодатели считают отдельные гибкие навыки очень важными для своих потенциальных сотрудников. Наиболее ценные из них:
- умение взаимодействовать с людьми и вести переговоры;
- гибкость ума;
- клиентоориентированность и эмоциональный интеллект;
- умение комплексно решать проблемы;
- креативность и критическое мышление.
В совместном исследовании WorldSkills и организации Global Education Futures о навыках будущего фундаментальный набор компетенций для 2020-х годов также включает критическое и творческое мышление, сотрудничество, межкультурную коммуникацию и другие гибкие навыки. Авторы исследования считают, что каждый современный профессионал должен освоить хотя бы этот базовый набор, чтобы преуспевать в сложной реальности 2020-х.
Такое внимание экспертов к универсальным гибким навыкам не значит, что важность конкретных профессиональных знаний (так называемых хард-скиллов) падает. Но в условиях повсеместной цифровизации, информационных перегрузок, перехода к новым форматам работы и взаимодействия всё заметнее становятся умения, общие для разных профессий.
Откуда берутся такие навыки? Раз они так важны для профессиональной жизни, можно предположить, что их нужно формировать в процессе образования. В России это учтено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС): согласно им, универсальные компетенции включены в результаты обучения в вузах.
Как на самом деле образовательные организации справляются с необходимостью формировать такие навыки, рассказали в докладе «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования» исследователи из Института образования Высшей школы экономики. Вот что мы узнали из исследования и его обсуждения на ежегодной Апрельской конференции ВШЭ.
Что это ещё за универсальные компетентности?
Коротко говоря, это то же самое, что гибкие навыки, мягкие навыки, навыки будущего или навыки XXI века. Авторы доклада ВШЭ указывают, что нельзя даже перечислить все универсальные компетентности: что именно включить в список, зависит от того, какой уровень образования и в каком контексте мы обсуждаем. В большинстве случаев эксперты называют в числе важнейших навыков критическое и креативное мышление, умение работать в команде, коммуницировать и эффективно взаимодействовать с людьми, самоорганизацию и саморазвитие. Но перечень меняется с той же скоростью, что и мир вокруг.
Объединяет разные списки то, что в любом из них компетентности:
- не привязаны к одной области, а необходимы для достижения успеха в самых разных профессиональных сферах;
- относятся к «сложным конструктам».
Последний признак значит, что такой навык можно разделить на части и каждую раздробить ещё на несколько составляющих. Например, как пишут авторы доклада ВШЭ, критическое мышление включает навыки анализа, синтеза и выделения причинно-следственных связей. А работа в команде объединяет навыки коммуникации и целеполагания. И все эти составляющие нужно учитывать как при формировании универсальных компетентностей, так и в их оценке.
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее