Необычные форматы для образовательных курсов / Skillbox Media
Эти инструменты помогут уберечь студентов от скуки на занятиях и сделать их участие в образовательном процессе активным.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать больше
Психолог, коуч, руководитель направления soft skills по личной эффективности и техникам публичных выступлений в Университете ИТМО, создатель онлайн-школы интерактивных методов обучения Designica School.
Чтобы сделать процесс обучения увлекательным и интересным, мы регулярно применяем самые разные методики — от деловых игр и дебатов до фасилитации. Необычный формат одного-двух занятий привлечёт учеников, заставит ненадолго «втянуться» в ту или иную тему, но не факт, что другие элементы курса будут им столь же интересны.
Сделать привлекательным весь курс — задача не из лёгких. Решение заключается в подборе таких механик для учебного процесса, которые:
- позволяют включить людей в обучение и удерживать их внимание;
- мотивировать учащихся каждый раз возвращаться к новому уроку как к чему-то интересному.
Вот шесть неклассических механик, которые сделают процесс обучения нескучным. Они подходят для разных направлений: и корпоративного обучения, и тренингов по soft skills, и традиционных университетских программ, для формата как онлайн, так и офлайн.
Читайте также: В настоящей игре нет ошибок: интервью с экспертом по игропедагогике
Симуляция
Симуляция — проживание максимально близкого к реальности опыта. Она бывает как в офлайн-форматах, так и цифровой: от тренажёров по вождению в автошколах до специальных 3D-атласов по анатомии человека, используемых в подготовке хирургов. В любом случае суть в том, что в безопасных условиях учащийся может пройти через процессы, с которыми ему предстоит столкнуться в реальности.
Плюсы симуляции: наглядность учебного материала и вовлечение учащихся. Если лекцию или главу из учебника можно понять не до конца, то после симуляции вопросов обычно уже не остаётся. Этот инструмент изначально появился в подготовке космонавтов, пилотов, водителей — то есть профессий с особыми рисками. Теперь же его используют в самых разных сферах, но именно отсутствие рисков при отработке практических навыков привлекает в симуляции.
Для чего подходит
Для обучения тем рабочим процессам, в которых в ближайшем будущем точно ничего не изменится. Например, типичные лабораторные опыты с большой долей вероятности останутся теми же, что были многие годы. В иных случаях велик риск того, что пока симуляцию создадут и введут в учебный процесс, она уже устареет — не будет отражать современный опыт. Создание симуляции, как любой технологии, требует значительных инвестиций и времени.
Как применяется
В качестве примера удачной симуляции можно привести проект Virtonomica — он объединяет экономические симуляторы и тренажёры для начинающих предпринимателей. В многопользовательских играх без жёстких сценарных рамок любой человек может попробовать себя в роли бизнесмена, вывести на виртуальный рынок свой продукт, «пободаться» с конкурентами или стать боссом огромной корпорации. Организаторы изредка добавляют сюда новые механики, но основные изменения привносят сами игроки. Кстати, у игры есть демоверсия — там можно познакомиться с интересными механиками и вдохновиться на собственные свершения.
Ещё один пример — симулятор для юристов, созданный участницей одного из моих курсов. Он детально проработан: там есть и кейсы, которые встречаются юристам на практике, и организационные сложности, которые могут появиться в работе. История рассказывается с помощью разных элементов — текстовых, анимационных презентаций и квизов.
Исследование
Такая учебная задача, как исследование, позволяет студентам сформулировать какую-то гипотезу и подтвердить или опровергнуть её в процессе обучения.
Исследование позволяет ученикам лучше разобраться в теме, а также подобрать подходящие для себя методы или практики и даже создать собственную систему таких практик. Широкий спектр методов плохо воспринимается и запоминается, а исследование позволяет устранить этот пробел.
Для чего подходит
Эта форма используется в самых разных дисциплинах, где есть возможность проверить теорию на практике. Так, студенты-медики могут от занятия к занятию формировать картину определённого заболевания, ставить диагноз и пробовать разное лечение, будущие маркетологи проводят исследование сегментов рынка, а историки в подробностях изучают какое-то явление или событие.
Если предмет изучения — «софтовые» навыки, то исследование можно заменить на самоисследование. Этот процесс представляет собой самопознание и поиск индивидуальных решений. Участники курса исследуют собственные возможности и различные методики, которые помогут им, например, достичь определённой цели или просто стать счастливее.
Самоисследование позволяет учащимся получить мотивацию продолжать обучение и заниматься развитием своих навыков.
Как применяется
В моей практике было несколько онлайн-марафонов в формате самоисследований, проводились они через мессенджеры. Например, марафон по целеполаганию был построен по сценарию типичного «пути героя». Проектируя этот марафон, мы с коллегами опирались на знаменитую книгу Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Участники марафона проходили по этапам «пути героя», для каждого из которых была подобрана своя техника. Так, для этапа «инициации» предлагалось колесо баланса, позволяющее участнику отрефлексировать, в какой жизненной точке он находится, а для этапа «зова» — техника «цели — ценности», помогающая выявить цель, достижение которой сделает его максимально счастливым.
В основу другого марафона — по тайм-менеджменту — мы с коллегами-методистами заложили не этапы, а классификацию PAEI Ицхака Адизеса. Такая структура помогала выстроить каждому участнику собственную гипотезу — что может ему подойти, а что точно нет. Типология позволяла выбрать наиболее близкие к ней методы по организации своего времени.
Конструктор
Конструктор работает по простому принципу — методист формирует блоки курса, а темы для подробного обсуждения выбирают сами участники. Это своеобразная дженга, когда полностью убрать тот или иной уровень не получится, но в наших силах вытащить отдельные кубики и поэкспериментировать с ними.
Как и в случае с групповым проектом, этот формат позволяет ученикам влиять на программу, подбирать что-то полезное для себя и заодно погружаться в теорию, без которой выбрать практику невозможно.
Для чего подходит
Для преподавания очень объёмных, но непрофильных для конкретной целевой аудитории тем, которые нужно «вложить» в них за короткий срок. Например, курс права для студентов-экономистов (понятно, что за один семестр невозможно изучить всё то, что студенты-юристы проходят за четыре года, поэтому создаётся курс-ликбез по основам).
Конструктор можно использовать и в образовательных учреждениях, и в корпоративном обучении.
Как применяется
Подобный формат я делала несколько лет назад для студентов ИТМО, когда мне предложили прочитать им курс с ёмким названием «Психология». Задача была сложной, поскольку в техническом вузе знаний по психологии даётся минимум, и есть всего одна попытка, чтобы увлечь ребят предметом и не разочаровать их. При этом глубоко погрузиться в тему психологии за 5–6 занятий просто невозможно, поэтому и был задействован конструктор: на лекции я давала студентам теорию, а они на основании этого материала выбирали тему, которую хотели бы изучить подробнее, и предлагали обоснование своего выбора. Те, кто не посещал лекции, не могли повлиять на выбор практической темы — благодаря этому бонусу я получила лучшую посещаемость за все курсы, которые когда-либо вела.
Кстати, однажды я обнаружила записку с благодарностью от студентов того самого потока и выложила её в социальных сетях, а на пост откликнулась их куратор — оказалось, что ребята спустя несколько лет с удовольствием вспоминали курс «Психология». Такая вовлечённость и заинтересованность темой — и есть лучшая награда для преподавателя.
Эта статья подготовлена на основе вебинара «Больше, чем лекция: 6 неклассических способов провести курс», который прошёл на онлайн-площадке «Ра-курс».
Читайте также:
- Как создать качественный онлайн-курс: 6 условий
- Как проверить обучающий курс на содержательность
- 8 способов ориентироваться на ученика, создавая программы
- Как с помощью эмоций мотивировать пройти курс до конца
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее