«Тьютор – это очень рефлексивный человек непростой судьбы» / Skillbox Media
Интервью с президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации о тьюторстве: как профессия появилась в России, в чём её суть и каковы перспективы.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать больше
Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, почётный работник общего образования, доктор педагогических наук, профессор. Стояла у истоков тьюторства в России. В сфере образования больше 30 лет.
В интервью мы обсудили:
- в каком вузе практиковали тьюторство ещё в СССР;
- как развивалась тьюторская профессия в России;
- какую методику придумали российские тьюторы;
- что такое этика тьютора: на чьей он стороне — ребёнка, родителей или школы?
- почему учителям трудно переквалифицироваться в тьюторов;
- почему тьютор — возрастная профессия.
Когда тьюторство появилось в России
— Чем занимается Межрегиональная тьюторская ассоциация?
— Это профессиональная ассоциация, главная цель которой — продвигать профессию тьютора. Мы первыми легализовали эту профессию в России, сделали профессиональный стандарт тьютора, разрабатываем различные тьюторские технологии и реализуем тьюторские практики. Сейчас мы занимаемся поддержкой тьюторства по всей стране — обучением и сертифицированием тьюторов, разработкой для них методик и инструментов, а также исследованием профессии, начиная с её появления в России. Создали этический кодекс тьютора, который объединит на уровне ценностей деятельность всех российских тьюторов.
— Когда эта профессия появилась в нашей стране?
— У нас есть отдельная исследовательская программа про скрытые следы тьюторства в истории России. Можно сказать, что, например, дядьки в Царскосельском лицее — это прообразы тьюторов. В царской семье преподавали учителя, у которых тоже можно разглядеть тьюторскую компетентность, — к примеру, Жуковский.
Существует книга, которая на английском языке называется «Тьютор цесаревича» («Tutor to the Tsarevich»), а в русском издании — «Наставник, учитель цесаревича Алексея Романова». В этой книге рассказывается про Чарльза Сиднея Гиббса — одного из наставников цесаревича, выпускника Оксфордского университета. Цесаревич, с которым занимался Гибсон, отказывался учить английский язык — он считал, что если станет императором Российской империи, где все говорят по-русски, то английский ему не нужен. И Чарльз Гибсон как тьютор обсуждал с ним эту ситуацию, сопровождал его индивидуальную образовательную программу.
Историческая справка:
- Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, школьный наставник, опекун».
- Тьюторство как одна из институционализированных форм наставничества возникло в первых британских университетах: Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.).
- В дореволюционной России в связи с немецкой моделью университетского образования тьюторство нашло применение только в домашнем обучении.
Источник данных: thetutor.ru
— В советское время тьюторства, конечно, не было?
— Официально, конечно, не было, но в практике тьюторские прецеденты были! Например, основатели Физико-технологического института (МФТИ) в своё время проходили стажировку в Кембридже, а этот университет ввёл тьюторскую модель. Вернувшись в Россию, они воссоздали тьюторскую модель в своём университете. Естественно, само слово «тьютор» не использовалось, но фактически МФТИ работал по тьюторской модели.
— Как вы пришли в тьюторство?
— Моя бабушка была учительницей, и я продолжила семейную традицию. В 1991 году мы с группой молодых учителей создали первую частную школу в Академгородке Томска. Я стала её директором и параллельно училась в Школе культурной политики у Петра Щедровицкого, где мы, в частности, разрабатывали саму тьюторскую модель. В частной школе мы были достаточно свободны и поэтому смогли организовать там тьюторскую практику. Это было 30 лет назад.
— И тогда же вы стали развивать сообщество тьюторов?
— Да, с 1996 года мы в Томске стали проводить ежегодные конференции по тьюторству, на которые съезжались педагоги со всей страны. Для нас не имело значения, называли они себя тьюторами или нет: это могли быть гувернёры, классные руководители, кто угодно — важно, какая у них была реальная педагогическая практика.
Мы обсуждали, что представляет собой тьюторство как антропопрактическая деятельность, так как уже тогда мы стали понимать, что антропопрактика шире, чем просто образование, — это практика по развитию человека.
Затем в течение десяти лет мы разрабатывали содержание тьюторства. У нас появилось много новых методик, технологий, способов тьюторской работы, мы начали выходить на различные специализации. Как минимум на специализации по предметности, по возрасту (когда тьютор помогает в разных предметах, но работает с подопечными — то есть тьюторантами — определённого возраста), по разным целевым группам (то, что сейчас называют тьюторством в инклюзии, тьюторством с одарёнными детьми, тьюторством в семейном образовании, тьюторством в «серебряном» возрасте и так далее).
Постепенно стало ясно, что если мы хотим, чтобы тьюторство официально считалось профессией со всеми вытекающими последствиями — трудовой книжкой, правом на пенсию, выслугой лет, возможностью работать в госструктурах, стандартами и этикой работы, — то надо создавать ассоциацию. Так в 2007 году была учреждена наша ассоциация.
Я, надо сказать честно, вначале этому сопротивлялась, потому что мне казалось, что работа ассоциации будет отнимать очень много сил от самой практической тьюторской работы, и это оказалось правдой. Но без этого мы оставались бы просто клубом или некой лабораторией, которая исследует тьюторство, а чтобы делать большой проект в масштабах страны, развивать профессию, должна быть какая-то институциональная структура.
Как развивалась тьюторская профессия
— Чем ассоциация занялась в первую очередь?
— Первое, что надо было сделать, — создать профстандарт тьютора. Мы занимались этим на общественных началах, то есть совершенно бесплатно и по собственной инициативе. Но мы понимали, что если не разработаем профстандарт сами, то потом официальные методические службы могут сделать нам такой профстандарт, по которому будет очень сложно работать. Поэтому надо делать самим. Мы успели сделать стандарт, который был утверждён, и тьюторство в России стало официальной профессией. В этом году мы получили уже третий президентский грант на развитие тьюторской профессии. К сожалению, наши друзья-коучи пока не создали свой профстандарт и коучинг для государства остаётся занятием, но не профессией.
Вывод из этого можно сделать такой: профессия не создаётся только на уровне содержания. Чтобы продвигать профессию, очень важно административно и организационно её закрепить.
— Сложно было закрепить совершенно новое понятие в сфере российского образования — тьюторинг?
— Я помню мои первые споры с Эдуардом Дмитриевичем Днепровым, который говорил: «Страна не любит иностранные слова — ваучеры, риелторы, — тут ты ещё с тьюторами! Придумайте лучше русское слово». Я отвечала: «Какое русское слово я могу придумать? Дядьки? Я не могу назвать этих людей дядьками и тётками!» А какое русское слово можно было использовать? Слово «наставник» не подходило, потому что в то время наставник — это был пионервожатый в галстуке, который «прикреплял» класс к какому-нибудь заводу или другим рабочим местам.
Сейчас, конечно, можно было бы сказать «наставник», но «наставник» — более широкое понятие, а «тьютор» — это уже конкретная профессия. Это как в спорте — есть любительский спорт, а есть профессиональный.
— Но, по сути, тьютор — именно наставник и есть?
— Тьютор — это такой особый профессиональный наставник в области самообразования. Причём он наставляет не так, как это делают, например, мастера в профтехобразовании. Мастера наставляют в конкретных технологиях — как пилить, как рубить и так далее, а тьютор наставляет именно в самообразовании, помогает человеку начать строить свою индивидуальную образовательную программу.
— В профстандарте написано, что тьютор — это педагог, который сопровождает индивидуальный учебный маршрут, но сам профстандарт относится к группе не учительских, а воспитательных профессий. Почему?
— Профстандарт отдельной профессии в нашей стране не утверждают, значит, нужно было выбирать группу, к которой относится наша профессия. В «учительскую» группу мы не пошли — иначе тьюторы всё время считались бы помощниками учителей. Мы пошли в группу «воспитательных» стандартов, так как там в обосновании целей было написано, что воспитание — это передача ценностей и развитие личности, а понятие развития личности нам было очень близко.
— Чем ещё занимается Ассоциация?
— У нас в Тьюторской ассоциации были разные периоды. Был период идеологический, когда мы всем рассказывали о том, чем индивидуальный подход отличается от индивидуализации, чем тьютор отличается от учителя и коуча и так далее, и писали много статей.
Потом начался период освоения тьюторских технологий. Мы стали создавать региональные отделения и повышать квалификацию педагогов за счёт формирования у них тьюторских компетенций. У нас на сегодняшний день 12 региональных отделений, которые имеют право проводить повышение квалификации. Плюс к этому у нас есть восемь магистратур в разных вузах страны — теперь можно в разных местах получить образование тьютора.
Ещё мы сертифицируем тьюторов, которые получали образование или в наших региональных отделениях, или в других местах. Мы принципиально делаем это бесплатно, чтобы сохранить независимую экспертную позицию. У нас на сайте есть список сертифицированных тьюторов. Это очень важно, так как назвать себя тьютором может кто угодно, а вот знаком ли этот тьютор с профстандартом и этическим кодексом тьютора — большой вопрос.
— Вы упомянули, что ассоциация много занималась методиками, технологиями тьюторской работы. Но тьюторство зародилось в Англии. Значит, тьюторские методики в основном — западные?
— Как раз наоборот! Когда я впервые собралась ехать с докладом про тьюторство на международную конференцию, мои друзья из Министерства образования говорили: «Что ты поедешь смешить народ? У них с XII века тьюторство». Я отвечала: «Ничего, а я буду рассказывать, как развивается тьюторство у нас».
Через несколько лет в одной из наших ежегодных тьюторских конференций участвовали англичане. Я спросила: «Что вам в наших тьюторских конференциях интересно? Вы же это всё уже придумали давно». Они сказали: «Татьяна, у нас всё это начиналось в XII веке, а сейчас просто воспроизводится традиция, уже никакого развития, к сожалению, нет. Нам очень интересно наблюдать, как это у вас сейчас всё так живо происходит».
Совсем недавно, например, я получила из Сингапура приглашение на пленарный доклад — просят рассказать о том, как работает тьюторская практика в России.
Мы, российские тьюторы, действительно поначалу многого не знали. Как говорят на Западе, если занимаешься интеллектуальной гуманитарной деятельностью, то ты должен уметь читать как минимум на трёх языках — английском, немецком и французском. Но мы на иностранных языках не читали, к сожалению, и многое придумывали сами. Что-то, конечно, оказывалось «велосипедом», это понятно, но что-то совсем новое тоже было.
У нас, например, есть своё ноу-хау, которое я уже четыре раза на Западе представляла, — это личностно-ресурсное картирование как один из форматов работы современного тьютора. Мы про этот особый способ тьюторской работы написали книгу, в которой проанализировали особенности работы с личностно-ресурсным картированием в дошкольном возрасте, в школе, со взрослыми и так далее.
Этика тьютора: на чьей он стороне?
— Зачем понадобился этический кодекс тьютора?
— В какой-то момент мы поняли, что профессия не охватывается только технологией и профстандартом. Ты можешь быть технологически очень развит, а ценностно — нет. Было несколько прецедентов, после которых стало ясно, что мы должны этически закрепить определённые принципиальные положения. Например, была очень некрасивая ситуация, когда тьютор начала работать с тьюторантом, но не закончила свою работу, а деньги родителям не вернула. Или когда тьютор для технической поддержки во время работы в онлайне пригласила помощников, но с родителем тьюторанта это не обсудила, а родитель не захотел рассказывать про своего ребёнка при посторонних людях. Вот такие ситуации мы и захотели в будущем предупредить за счёт введения этического кодекса.
— Этот кодекс принят раз и навсегда, или он всё время дополняется?
— Понятно, что сразу всё учесть невозможно. Этический кодекс — это примерно как клятва Гиппократа в медицине, но постоянно усложняющаяся. Ничто не мешает нам каждый год дополнять и редактировать его.
— Можете на конкретных примерах пояснить, в чём заключается этика тьюторства?
— Например, очень важно, чтобы до начала работы тьютор согласовал ожидания как с родителями, так и с самим ребёнком. Если у ребёнка есть свои замыслы, которые расходятся с желаниями родителя, то тьютор проводит ряд переговоров, но если согласия достигнуть не получается, то тьютор не начинает работать.
Тьютор должен честно сопровождать интересы тьюторанта, даже если это маленький ребёнок. А если родители не поддерживают интересы ребёнка, то работа тьютора просто обессмысливается. Ведь тьютор приходит и уходит, а ребёнку с родителями жить.
— А если тьютор — сотрудник школы или вуза, то чьими интересами он руководствуется?
— Если тьютор работает в рамках институциональной структуры (детского сада, школы, вуза и так далее), то тогда необходимо согласование с родителем как представителем ребёнка, с самим ребёнком, администрацией школы или, например, классным руководителем.
Тьютор, работающий в школе, должен понимать, хочет ли родитель, чтобы у его ребёнка была такая услуга, потому что тьютор всё время работает на усиление позиции ребёнка, а это может усугубить конфликтную ситуацию, если она есть в семье.
— Что конкретно делает тьютор, чтобы усиливать позицию ребёнка?
— Он помогает создать такую среду, в которой можно было бы увидеть интересы ребёнка, и дальше помогает их представить во взрослом мире. Ребёнок ещё понятия не имеет, какие существуют науки и университеты, — он, может быть, жуками интересуется или камнями, но не знает, что есть энтомология или геология. Задача тьютора — раскрыть, поддержать и усилить его интерес. Как именно это сделать — каждый раз конкретная тьюторская работа. Для этого существует множество методик, в каждом конкретном случае она будет своя.