Зачем нужны репетиторы / Skillbox Media
Учитель «Новой школы» размышляет о репетиторах и их взаимоотношениях со школами.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать больше
Юрий Подкопаев
Заместитель директора «Новой школы» по организации образовательной среды, руководитель старшей школы, учитель математики и информатики, куратор 10-го класса.
Посты Юрия о проблемах образования выходят на его личной странице в Facebook*. Публикуем с разрешения автора текст об отношении учителя к репетиторству.
Фото: сайт «Новой школы»
Прочитал заметку про запрет репетиторства в Китае. В рамках программы по уменьшению домашних заданий в стране стало запрещено нанимать репетиторов. При этом высокие баллы вступительных испытаний в среднюю школу и вузы никто не отменял. Страшно представить, какого размера теневой рынок преподавания сейчас там открылся. А ещё думаю про возросшую стоимость услуг каждого, кто осмеливается этим заниматься, и сплочённость отношений «родитель — репетитор», неизбежно возросшую при известной жёсткости наказаний в Китае.
В связи с этим подумал про собственное отношение к репетиторству. И решил его на всякий случай зафиксировать и обнародовать.
Читайте также:
В некоторых городах Китая репетиторство стало нелегальным
Это из Конституции. И школ, которые покрывают собой все возможности для образования, не существует (я таких не знаю). Поэтому важно понять, что именно ребёнок получает в школе (зачем он туда ходит), а что необходимо добавить для успешного образовательного движения.
Если он убежал с ребёнком вперёд по программе (что, кстати, противоречит этимологии слова репетитор), то на уроках ученик будет скучать — это прямой путь к потере интереса и напрасной трате времени. Если ученик привык, что репетитор объясняет ему всё, что изучали на уроках, то необходимость трудиться на уроке для понимания происходящего (задавать вопросы, включаться, записывать и прочее) как навык уходит из жизни ученика.
Олимпиады, отработка пройденных тем, углубление общечеловеческих или развитие конкретных учебных навыков, подготовка к поступлению и так далее. Цель и задачи, кажется, имеет смысл максимально точно и конкретно оговорить на самом старте сотрудничества (зафиксировать в письменном виде, хотя бы в сообщениях) — и для ясности плана, и чтобы потом можно было проанализировать движение.
Также лучше сразу оговорить основные правила — наличие и обязательность выполнения домашних заданий, цивилизованный способ отмены занятия, учебные материалы, по которым осуществляется движение. Кажется, опытные репетиторы всё это оговаривают до старта занятий.
Я убеждён, что получить 90+ баллов на ЕГЭ по математике (физике, химии, биологии — про эти контентные экзамены точно знаю), работая только в классе или двигаясь самостоятельно, очень и очень сложно. Такие таланты точно существуют, но это редкость. Никакого «криминала» или универсального выхода здесь не вижу. Слишком большое число факторов влияет на итоговый одномоментный результат.
Репетитор нужен для мотивированных на учёбу учеников, или они и сами справятся, а задача репетитора — как раз таки поднять мотивацию, направить, «заразить»?
Когда я занимался с учениками, видеться с теми, кто сам хотел встреч, всё выполнял и стремился к развитию, было намного приятнее и продуктивнее для всех. Но некоторые коллеги находят много драйва в работе как раз с немотивированными.
В идеальном мире репетитор и учитель знают задачи друг друга и не соревнуются (а обычно из-за этого разрушается знание). Напротив, действуя комплементарно, они усиливают движение ученика.
Например, школьный учитель погружает в науку, учит видеть связи, развивает язык предмета и прочее, а репетитор готовит к конкретным экзаменационным форматам и вопросам. Или наоборот.
Ещё один вопрос, принципиально ли занятие с репетитором проводить тет-а-тет. Здесь многое зависит от конкретных обстоятельств — и не только от финансовых возможностей. Случаются такие подростки, которые в группе работают значительно серьёзнее и азартнее.
Может ли ученик сам себе выбрать репетитора?
Должен ли репетитор быть харизматичным-современным — или классическим-требовательным-дающим базу?
Возможно ли всё это сразу совместить в одном человеке?
Занятия в реальности или дистанционные?
Всё это зависит от решаемых задач, конкретной ситуации, запроса, возможностей и той «химии», которая возникает (или нет) между людьми. Боюсь, универсального ответа здесь нет.
Но в вопросе репетиторства точно больше возможностей для поиска и экспериментов, чем при выборе школы, а риска — намного меньше.
Читайте также:
- Почему репетитор вынужден работать за троих
- История необычных курсов по подготовке к ЕГЭ
- Как повысить качество дополнительного детского образования