Проекту вообще нужен менеджер?
Напрямую с проектом работает команда специалистов: разработчики, дизайнеры, тестировщики… Но есть те, кто условно находится в тени — это менеджеры. Какими они бывают и для чего нужны проекту (и нужны ли) — давайте разбираться.
Содержание:
Вы наверняка знаете басню про лебедя, рака и щуку. И несчастную телегу, которую они тащили в разные стороны. Им бы договориться, но лебедю в небо, щуке в воду, а раку вообще на дно. Возможно, хороший менеджер спас бы дело.
Именно этим менеджеры в IT проектах и занимаются: помогают команде работать слаженно, координируют ход выполнения всех этапов, а еще — держат связь с заказчиком и доносят его решения и пожелания до команды. Проект работает — телега едет, а не стоит на месте.
Какие менеджеры бывают
Менеджер — тот самый управленец, который похож на дирижера. Без него оркестр может и будет что-нибудь играть, но что, как и для кого — непонятно.
В небольших проектах менеджер обычно один, тот самый project (проджект). Из-за ограниченного бюджета он вынужден брать на себя функции сразу нескольких специалистов: заботиться о самом продукте, над которым идет работа, команде, клиенте.
В крупных проектах с большими бюджетами менеджеров, как правило, несколько, и у каждого из них есть своя зона ответственности и круг обязанностей. Чаще всего управление в крупных проектах делится на:
- project
- product
- аккаунт
- бренд.
Чем занимается проджект-менеджер
Проще всего отследить цепочку задач на примере IT-проекта. У каждого проекта в сфере IT есть 5 стадий:
- разработка концепции,
- планирование,
- исполнение,
- мониторинг,
- завершение.
На первом этапе проджект понимает идею и суть, в какие задачи все должно быть реализовано, какой результат ожидается.
Второй этап: проработка всех ступеней исполнения, подбор команды, разбивка идеи на сегменты, постановка сроков для реализации каждого сегмента.
Третий этап: непосредственно выполнение поставленных задач, общение с командой, отслеживание каждой задачи. Если нужно, проджект поддерживает связь с клиентом и дает ему обратную связь о каждом этапе.
На четвертом уже можно видеть готовый продукт, который еще предстоит протестировать. Команда готовится к тестовому запуску, проверяет, насколько готов к полноценной работе продукт. Его запускают, отслеживают, есть ли ошибки, при необходимости исправляют и дорабатывают.
Пятый — завершающий — этап: презентация готового продукта заказчику. Менеджер отдает итог работы команды и получает обратную связь уже от заказчика.
Менеджер проекта на каждом этапе поддерживает коммуникацию и с командой, и с заказчиком. Причем в его обязанности входит организация работы команды: он следит, чтобы все задачи выполнялись равномерно, специалисты взаимодействовали и работали без напряжения и выгорания.
Научитесь реализовывать бизнес-идеи и запускать технологичные продукты, освойте одну из самых востребованных профессий в мире IT «Менеджер проектов».
Узнать большеЧто делает продакт-менеджер
Продукт — конечная цель проекта. Причем если на поверхности лежит только его верхушка: приложение, сайт, товар — то подводная часть включает много этапов до того, как он увидит свет:
- поиск идеи,
- разработка стратегии,
- анализ и подтверждение гипотез,
- выявление сильных и слабых сторон продукта,
- анализ рынка и конкурентов,
- фиксирование требований рынка,
- определение функционала продукта и MVP,
MVP (Minimal Viable Product, перевод с английского Минимально жизнеспособный продукт) — тестовая версия продукта, которая помогает проверить гипотезу и узнать, будет ли он востребован среди клиентов/покупателей.
- проработка ценообразования,
- позиционирование продукта, демонстрации, прототипы,
- управление запуском,
- планирование релизов.
Продакт-менеджер ответственен за продукт, поэтому он курирует все проекты, связанные с его реализацией и запуском.
Зачем нужен аккаунт-менеджер
Если работа проджекта в большей степени нацелена на коммуникацию с командой и внутри нее, то аккаунт — это «лицо» проекта для заказчика. Его работа разбивается на 3 основных блока:
- коммуникация с командой и заказчиком. Аккаунт-менеджер собирает обратную связь у членов команды и передает ее заказчику. Причем эта информация — не полный отчет по проделанной работе, а данные, которые могут быть важны и интересны клиенту: из юридического отдела, бухгалтерии, от специалистов, ответственных за продвижение продукта (маркетологов, SMM-менеджеров).
- Документооборот с клиентом. Все дополнительные соглашения, договора и другие бумаги, которые связаны с проектом и продуктом, готовит аккаунт-менеджер.
- Отчетность. Каждый месяц или квартал специалист собирает развернутую информацию об итогах работы и презентует ее клиенту.
Аккаунт-менеджер в меньшей степени погружен в работу команды, он не отслеживает каждый этап и реализацию поставленной задачи, но собирает всю информацию, структурирует ее и предоставляет клиенту.
Бренд-менеджер и его зона ответственности
Бренд-менеджер отвечает за образ продукта в глазах потребителей. Его задача: сформировать нужное восприятие, представить товар или услугу так, чтобы его хотели купить.
Причем бренд-менеджер работает сразу в нескольких направлениях:
- формирует образ бренда/торговой марки,
- повышает лояльность покупателей,
- усиливает узнаваемость.
От его эффективности зависит, как к продукту будут относиться пользователи, насколько велик будет их интерес.
На первый взгляд задачи бренд-менеджера и продакт-менеджера кажутся похожими, на деле же специалисты отвечают за сегменты совершенно разного порядка. В ведении продакта — непосредственно товар или услуга с качеством или функционалом. В ведении бренд-менеджера — то, как товар или услугу будут воспринимать со стороны.
А форвард-менеджер — он кто?
Выделять это понятие в отдельную профессию или направление определенно не стоит. К сожалению, иногда управляющего менеджера воспринимают как говорящую голову.
То есть он только доносит требования заказчика до команды или отдела и не разбирается ни в самом продукте или его позиционировании на рынке, ни тем более в задачах, которые нужно выполнить, чтобы реализовать проект.
В итоге, если в работу включается «форвард-менеджер», коммуникация между командой и заказчиком отсутствует, получить жизнеспособный продукт становится практически невозможно.
Какими качествами должен обладать хороший менеджер
Конечно, без прокачанных hard skills до хорошего менеджера доехать не получится. Однако помимо них специалисту высокого уровня ничуть не меньше понадобятся и soft skills:
- Умение четко формулировать задачи. Часто менеджер получает от заказчика техническое задание в стиле «сделайте красиво» или «сделайте, чтобы оно работало». Передавать такой запрос команде нет смысла, его нужно разложить подпунктами, которые технические специалисты реализуют. Поэтому хороший менеджер получает максимум вводных от клиента, структурирует их и доносит команде.
- Готовность быть на связи. Не все любят общение, но менеджер — это связующее звено между командой/информацией и заказчиком, и ему необходимо п запросу предоставлять обратную связь или выходить с ней самостоятельно. Поэтому важно быть готовым в рабочее время отвечать на входящие запросы, с какой бы стороны они ни пришли.
- Способность сжато предоставлять нужную информацию и отвечать на вопросы. Когда информации много, важно уметь выделить в ней основные моменты и выдать именно их, а не огромное полотно отчетов, на чтение которых может уйти несколько часов. Здесь менеджеру пригодятся аналитические способности и даже немного мастерство оратора: чтобы цифры и скучные проценты звучали лаконично и немного увлекательно.
Вместо заключения
Сегодня в компаниях границы между управляющими продуктом и проектами менеджерами часто стираются. Проджект выполняет функции продукта и аккаунта, продукт совмещается с брендом. Это особенно актуально для небольших агентств и студий. В свете урезанных бюджетов иногда такая тактика оправдывает себя.
Однако без проджект-менеджера лебедь, рак и щука продолжат тянуть телегу каждый в свою сторону, а без продукт-менеджера она вовсе может развалиться и не доехать никуда, даже если ее потащат в нужном направлении.
Хороший продукт и успешный проект без менеджера почти невыполнимы.
Осваивайте профессию Продакт-менеджер со Skillbox
Узнайте, как можно с нуля создать качественный продукт и улучшить уже существующий, научитесь изучать рынок, составлять эффективные идеи и управлять командой. Продакт-менеджеры востребованы сегодня в стартапах и крупных компаниях.
Забрать доступ